Принудительное лечение светит казанскому драматургу Минахмету Сахапову. Произведение под знаковым названием «Провал плана «Барбаросса» уже самым пристальным образом изучили сотрудники милиции и прокуратуры. Теперь, судя по всему, настанет черед врачей. Накануне око государево передало собранные материалы в Мировой суд, настаивая именно на мерах медицинского характера.
Провал плана «Барбаросса». И пьесы драматургов
Скандал разгорелся летом 2009 года, когда дочь Мусы Джалиля пожаловалась президенту РТ Минтимеру Шаймиеву на клеветников, порочащих имя казненного в нацистских застенках поэта. Как оказалось, в журнале «Мирас» («Наследие») была опубликована историческая пьеса на татарском языке «Барбаросс инкыйразы» («Провал плана Барбаросса»).
Авторы пьесы изложили, мягко выражаясь, альтернативную версию злоключений Джалиля в германском плену. Собственно говоря, и злоключений никаких, если верить пьесе, у поэта в Третьем рейхе не было. Даже наоборот: пленника, оказывается, успели назначить депутатом рейхстага. И не казнили его вовсе в августе 1944 года, как утверждает официальная биография, а, наоборот, одарили квартирой, машиной и типографией в придачу. От самого Гитлера! За то, что Джалиль якобы посвятил фюреру хвалебную поэму «Атилла». И светила ему плюс ко всему в случае победы нацистской Германии должность вице-президента штата Идель-Урал.
«Я намерена защитить память отца,– сообщила тогда корреспонденту 116.ru дочь поэта Чулпан Залилова. – Все, что написано в пьесе, – ложь и вымысел. Клеветники должны быть наказаны».
Как оказалось, сие произведение редактор журнала Сахапов писал в соавторстве с еще одним татарским драматургом Эсфиром Ягудиным.
Едва началось следствие, писателю указали на дверь
Пока пьесу изучали в прокуратуре, в Союзе писателей Татарстана успели сориентироваться. И выдали редактору журнала волчий билет. Так доктор филологических наук, профессор, академик Российский академии гуманитарных наук, действительный член Нью-Йоркской академии наук, заслуженный работник культуры РТ, лауреат Государственной премии Татарстана в области науки и техники, лауреат международной премии имени Джорджа Сороса Минахмет Сахапов был исключен из рядов Союза писателей Татарстана.
«Я тогда обе руки поднял за его исключение! Находиться в одном ряду с клеветниками я не желаю, – заявил 116.ru известный татарский общественный деятель, член Союза писателей РТ, депутат Госсовета Татарстана Туфан Миннуллин. – Клевету никто не любит».
Ныне покойный писатель Рафаэль Мустафин (считается, что именно он внес наибольший вклад в изучение жизни и творчества Мусы Джалиля) в прошлом году вынужден был даже обратиться с официальным запросом в управление ФСБ РФ по РТ.
«В ответе на запрос, располагает ли оно (УФСБ. – Прим. авт.) фактами, противоречащими официальной версии о том, что Муса Джалиль – герой и патриот, говорилось, что никакими фактами, данными или документами, порочащими имя поэта Мусы Джалиля, управление ФСБ не располагает», – рассказал тогда корреспонденту 116.ru писатель Рафаэль Мустафин. Отдельно было отмечено: «По оценкам специалистов в области истории, тексты публикаций авторов Байрамовой, Сахапова и Ягудина представляют собой попытки пересмотра истории Великой Отечественной войны. Изложенные в них материалы не подтверждаются историческими фактами, противоречат имеющимся историческим документам».
Соавтор открестился от обвинений
Специалисты Института языка, литературы и искусства Академии наук РТ тоже подтвердили, что указанные в скандальной пьесе сведения о Мусе Джалиле являются заведомо клеветническими, ложными, порочат честь и достоинство поэта и подрывают его репутацию. И в итоге на обоих драматургов завели уголовное дело.
Однако соавтору пьесы Эсфиру Ягудину удалось доказать, что все противоречивые моменты как раз на совести Сахапова. 27 мая этого года уголовное преследование в отношении Ягудина прекращено за отсутствием в деянии состава преступления. А вот редактору журнала «Мирас», видимо, предстоит пройти курс лечения.
«Согласно заключению судебно-психиатрической комиссии экспертов от 3 мая этого года, Минахмет Сахапов в настоящее время не может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими, нуждается в применении принудительных мер медицинского характера, – заявили корреспонденту 116.ru в прокуратуре города Казани. – Сейчас вопрос о применении к нему принудительных мер медицинского характера решается в суде».