Сегодня руководство УФАС Татарстана озвучило свою версию повышения цен на бензин. Замруководителя ведомства Иван Щербаков обвинил «Татнефтепродукт» в том, что компания закладывает кредиты на строительство заправок в стоимость топлива. Получается, этот оператор не выделяет денег на развитие бизнеса, а просто берёт заём и затем фактически заставляет автомобилистов за него платить. Причем суммы кредитов, заверил Щербаков, являются довольно внушительными. И это оказалось не единственной претензией антимонопольного органа к крупной сети АЗС.
«Татнефтепродукту» вынесли последнее предупреждение
Сегодня в УФАС состоялось заседание комиссии, на которую пригласили представителей трех крупных операторов-заправщиков: «Корсар», «Татнефтепродукт» и «Татнефть АЗС-Центр». Все эти компании, как полагают эксперты антимонопольного органа, в 2010 году и в первом квартале 2011-го повышали цены на топливо из-за собственных необоснованных затрат.
Как известно, операторы покупают топливо на оптовом рынке и продают на розничном. Размер наценки, который они с этого имеют, и стал предметом рассмотрения в УФАС. Однако довести дело до логического завершения сегодня не удалось: «Татнефтепродукт» не предоставил необходимую информацию, которую у него запрашивал антимонопольный орган. Дело пришлось перенести.
«За последние 20 дней к оператору накопились уже три запроса, которые остались без ответа!» – возмутился замруководителя УФАС Татарстана Иван Щербаков. И объявил компании последнее предупреждение, пояснив, что в последующем за каждый такой факт будут выписываться штрафы.
«Они нам дают данные по доходу от реализации топлива за наличный расчет. Но ведь есть еще топливо, которое приобретается по карточкам. Эта статья не учитывается, и, соответственно, их доля на рынке как бы падает. Но это необъективно – крупная компания с более чем 30 заправками в Казани выпадает из доминантов на том основании, что дает нам неправильные данные», – объяснил корреспонденту 116.ru суть претензий к «Татнефтепродукту» Щербаков.
Наценки – 5700 рублей на каждую тонну
Есть у АЗС и вполне обоснованные затраты, признал замруководителя УФАС: на рекламу, на фонд оплаты труда, на ремонт. Выросли и ставки земельного налога с ЕСН. Однако объективное повышение расходов оказалось в итоге удобным поводом для того, чтобы взвинтить цены на топливо.
«Мы считаем, что цены на заправках этих операторов сейчас выше тех, которых было бы достаточно для компенсации их изменившихся расходов, – заявил Щербаков. – И если у приглашенных сегодня крупных операторов произойдет понижение цен, то ни один мелкий оператор просто не сможет удерживать более высокие цены. Самые большие наценки сейчас у «Татнефть АЗС-Центр» и «Татнефтепродукта» (Наценки достигают 5700 рублей. – Прим. авт.), у «Карсара» ниже – меньше 3 тысяч рублей на тонну. Почему такие крупные операторы, как «Татнефтепродукт», не могут держать более низкую наценку и быть при этом рентабельными?»
В УФАС заверяют, что секрет высоких наценок прост. Щербаков рассказал, например, каким образом «Татнефтепродукт» сумел освободиться от кредитного бремени.
«У «Татнефтепродукта» проблема в том, что они берут кредиты и строят заправки. Потом они эти кредиты закладывают в себестоимость. А суммы этих кредитов очень внушительные. Потребители не могут постоянно оплачивать их экспансию на рынок. По сути, у них нет денег, но они хотят развиваться. Для этого берут заём, заставляя нас с вами за это расплачиваться. Это недопустимо. Есть прибыль, значит, инвестируешь ее в развитие, а нет прибыли, значит, не делаешь этого. Сейчас получается, что они занимают доминирующее положение и вынуждают потребителей оплачивать свое развитие. Практически то же самое делает «Татнефть АЗС-Центр», – резюмировал Щербаков.
Водителей зовут в обвинители
Чтобы дело по завышенным ценам можно было довести до конца, УФАС сейчас необходимо провести системный анализ рынка и определить какого-то оператора как доминирующего. Иными словам, нужно определить, какую долю рынка в Казани занимает каждый из реализаторов.
Для этого антимонопольный орган проводит специальный опрос автомобилистов, без которого будет сложно отстоять его позицию в суде. Потому как оператор может заявить, что людям удобнее ездить куда-нибудь на трассу (где бензин может быть дешевле даже на рубль) и заправляться там, за городом. Этот фактор будет звучать в пользу автозаправщиков. Чтобы отсечь такие доводы, и нужен опрос, который определит, какой бензин казанцы чаще заправляют, какого оператора они предпочитают и где расположена наиболее часто используемая ими заправка. Ответить на эти вопросы можно здесь.
Если факт необоснованного завышения цен УФАС все-таки будет установлен, виновным автозаправщикам грозят штрафы от 1 до 15% от выручки за прошлый год. Любопытно, что сами операторы, побывавшие сегодня на разбирательстве, от каких-либо комментариев отказались. А вот что думают по поводу повышения цен на топливо сами казанцы, вы сможете узнать, посмотрев видео.
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА