Навести порядок в таксомоторном бизнесе республики вознамерились татарстанские власти. Законопроект «О такси», создающий жесткие рамки для перевозчиков, возможно, поступит в Госсовет РТ уже этой весной. Как сетуют в минтрансе, пока этот сегмент рынка остается серым и не подлежит налогообложению.
Как и многие инициативы последнего времени, эта должна воплотиться в жизнь к Универсиаде. По замыслу авторов проекта, такси к 2013 году должно стать визитной карточкой татарстанской столицы. Между тем сами представители бизнеса уверены, что чиновники просто хотят подмять под себя доходный сегмент рынка.
«Водители ни за что не отвечают»
Для реализации закона в Татарстане планируется создать ассоциацию таксоперевозчиков. В министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ обещают разработать финансовые схемы, при которых покупка новых автомобилей не будет обременительной для таксистов и, соответственно, не отразится на нынешних тарифах. Напомним: чиновники планируют пересадить всех таксистов на автомобили «Соллерс», выпускаемые в республике.
Вообще же, как пояснил 116.ru замминистра транспорта РТ Азат Галиахметов, во главу угла ставится безопасность перевозок, из-за чего, собственно, и была поднята проблема этого рынка.
«Ранее таксомоторные перевозки подлежали лицензированию, т.е. некие механизмы государственного контроля в этой сфере все же были, – заявил г-н Галиахметов. – В прошлом году мы проанализировали состояние аварийности на дорогах, обращения, которые к нам поступают от граждан, и посмотрели, что такое таксомоторный рынок сегодня в Татарстане. Но в хорошем понимании как такового такси на сегодняшний день в целом по России нет. Сейчас существуют так называемые call-центры, которые передают наши заказы индивидуальным владельцам машин. У тех, в свою очередь, с call-центрами заключен договор на оказание информационных услуг. При этом сами водители оказывают уже услуги пассажироперевозок, в связи с чем они должны отвечать определенным требованиям и стандартам».
Как сетует чиновник, самих водителей сейчас государство никак не контролирует. Поэтому и о качестве речь идти не может (под последним понимаются достойный вид транспортного средства, доступные тарифы и безопасность). Кроме того, сами водители не облагаются налогами.
«Никаких проблем и ограничений здесь нет и не будет, – заверяет г-н Галиахметов. – Мы хотим ввести определенные правила, которые должны соблюдаться на рынке транспортных услуг. Это ни в коей мере не будет являться каким-то переделом и не должно повлиять на тарифы».
Между тем сами таксисты уже заговорили о грядущем переделе рынка. По их мнению, чиновники лишь пытаются подмять доходный рынок под себя. При этом вспоминают ситуацию с транспортной реформой в Казани. Приобретение «красных автобусов» в лизинг действительно привело к некому единообразию. Однако вместе с тем ударило по карманам допущенных на рынок перевозчиков, не решив в итоге ни проблему качества обслуживания, ни проблему серых доходов. Цены на проезд, кстати, тоже в итоге выросли.
«Бомбилами» займутся полицейские
Как считает председатель Гильдии малого и среднего предпринимательства Казани Егор Макаров, чиновникам не удастся упорядочить сферу таксоперевозок.
«В принципе, этот рынок давно пора было отрегулировать. Сейчас там есть определенная неразбериха, – признаёт собеседник 116.ru. – Но есть большие сомнения, что правительству удастся сделать это. Не исключено, что затевается это с целью контролирования доходного сегмента рынка, который ранее был сам по себе. Тем более непонятно, каким образом будет повышаться качество и безопасность обслуживания. Организации, оказывающие некачественные услуги, и так ушли бы с рынка. А частные извозчики как были, так и останутся».
По словам г-на Макарова, разговоры об урегулировании таксомоторного рынка начались еще лет пять назад, когда было заявлено, что должны появиться унифицированные машины.
«Но как этого достичь? Сейчас большинство водителей работает на своих машинах, и как заставить их покупать другие? Лоббировать интересы своего завода – это уже не ново. Но если это будет сделано, то регулирование рынка в любом случае скажется на тарифах», – заключает председатель Гильдии предпринимателей.
Тем не менее к Универсиаде-2013 года в Казани уже должны работать лицензированные такси с качественным автопарком. Но удастся ли к тому времени избавиться от уличных «бомбил» – большой вопрос. В минтрансе считают, что к работе с ними, возможно, придется подключать надзорные и правоохранительные органы.
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА