Город Игорь Марченко, руководитель Госалкогольинспекции РТ: «Искусственных барьеров для неместных производителей спиртного не создается. Пусть научатся делать всё как положено»

Игорь Марченко, руководитель Госалкогольинспекции РТ: «Искусственных барьеров для неместных производителей спиртного не создается. Пусть научатся делать всё как положено»

В Татарстане уже месяц действует закон о запрете продажи алкогольной продукции после 22 часов. Оказались ли готовы магазины республики к такому «неудобству» и все ли соблюдают требования? Оправданы ли претензии российских производителей алкоголя к Татарстану по поводу дополнительных препятствий, создаваемых для них на территории республики? Об этом и многом другом в интервью порталу 116.ru рассказывает руководитель Госалкогольинспекции РТ Игорь Марченко.

Торговцы самогоном воспользовались ситуацией

Игорь Александрович, ваше ведомство отслеживает, как в Казани и в Татарстане в целом соблюдается закон о запрете продажи алкоголя после 22 часов. Можете поделиться первыми итогами?

– В течение декады мы мониторим порядка тысячи торговых объектов. Проверки проводятся либо в утренние, либо в вечерние часы. Уже составлено около 50 протоколов об административных правонарушениях, которые направлены в органы милиции или Роспотребнадзор.

Можно сказать, что торговцы оказались не готовы соблюдать новый закон? Нарушения носят повальный характер?

– Такого нет, чтобы все повально не соблюдали закон. Нужно учесть, что в Татарстане свыше 8 тысяч объектов, которые занимаются розничной торговлей алкоголя. Только нашим ведомством проверено около 2 тысяч. Определенное количество самостоятельно мониторят правоохранительные органы республики, органы местного самоуправления и так далее. И, как я уже говорил, на первоначальном этапе было выявлено всего 50 нарушений – это немного.

Торговцы «самопалом» воспользовались ситуацией?

– Да. К сожалению, появляется информация, что продажей алкоголя начали злоупотреблять таксисты и люди пожилого возраста. Последние вместо семечек пытаются торговать водкой. О таких фактах нам сообщают граждане.

Совсем свежий пример – к нам в интернет-приемную обратился житель республики. Он указал адрес, где торгуют самогоном. На следующий же день после обращения мы выехали по указанному месту и зафиксировали факт продажи, составили материал и передали его в суд.

Но ведь наши люди не привыкли к стукачеству…

– В данной ситуации это совсем другая категория, я не считаю это стукачеством. Нужно думать, прежде всего, о здоровье граждан, приобретающих и употребляющих эти напитки. Гораздо сложнее будет потом, если вдруг выяснится, что нам вовремя не сообщили о незаконной торговле спиртным. А кто-то купил его и выпил, что привело к серьезным проблемам со здоровьем или вовсе к летальному исходу.

Но люди не стали чаще обращаться с информацией о незаконной торговле алкоголем после вступления закона в силу?

– К сожалению, нет. Такие обращения очень редки.

Продавцы злоупотребляют, а хозяева не в курсе

Какие санкции ждут продавца/владельца магазина? Я, кстати, слышал, что в большинстве подобных случаев штрафы накладываются не на хозяев, а на продавцов – причем штрафы минимальные.

– В КоАП есть статья, по которой граждане могут быть оштрафованы на сумму от 1000 до 3000 рублей, должностные лица – от 3000 до 4000 рублей, а юридические лица – от 30 000 до 40 000 рублей с конфискацией алкогольной продукции. Штрафы сами по себе немаленькие.

Кроме того, нарушителям, которые будут привлечены к ответственности несколько раз, грозит аннулирование лицензии на торговлю алкоголем. Предпринимателю это грозит потерей доходов до 30%. Не думаю, что кто-то захочет этим «баловаться». В основном нелегальными продажами злоупотребляют продавцы без ведома своего руководства. Хотя, конечно, бывают случаи, когда руководители сами поощряют подобные вещи, чтобы была дополнительная прибыль.

По каким критериям определяется сумма штрафа – будет он минимальным, или нарушитель будет наказан по полной программе?

– С продавцов и предпринимателей берутся объяснения, ведь всегда могут возникнуть смягчающие обстоятельства. И суды зачастую принимают решение о минимальном наказании. Зарплата продавцов не такая уж высокая, они получают от 5 до 8 тысяч рублей. Штрафовать их по максимуму просто рука не поднимается. К примеру, некоторые говорят, что воспитывают в одиночку детей. В таком случае тоже не заставляют платить максимальный штраф.

Для юридических лиц при первом нарушении штрафы минимальны, при повторном – уже по максимуму. А если факт продажи алкоголя после 22 часов фиксируется в третий раз, то отбирается лицензия.

Увидели бутылку с ценником после 22:00 – жалуйтесь!

В законе прописано, что магазины после 22 часов должны закрывать прилавки с алкогольной продукцией от глаз покупателей. В торговых залах крупных сетевиков все просто – закрывают отделы. А в небольших магазинах обязаны покрывалом «окутывать» стенд с алкоголем?

– В законе прописано четко, что продавец обязан ограничить время продажи алкогольной продукции. Соответственно, он должен предпринять все меры, исключающие продажу спиртного. Случается так, что покупатель взял бутылку и пошел к кассе, не обратив внимания на висящее в торговом зале объявление о запрете продажи алкоголя. Для торговой точки это не оправдание. Потому что наличие самой бутылки и ценника на ней является публичной офертой. И если покупатель на нее соглашается, то продавец не в праве ему отказать. Таким образом, в торговых точках прилавки с алкогольными напитками после 22 часов должны быть отгорожены, либо закрыты жалюзи, либо вообще бутылки должны быть сняты с прилавка.

Обязан ли магазин настроить свой кассовый аппарат таким образом, чтобы на нем не пробивалась алкогольная продукция в «неурочное» время?

– Такого конкретного требования нет. Здесь снова идет речь об общих мерах, которые должен принять магазин, дабы не допустить продажу алкоголя в запретное время.

Татарстанцы выпивают за год почти 300 млн литров пива

Как вы считаете, способен ли повлиять на ситуацию с повальным употреблением пива рассматриваемый в Госсовете РТ законопроект, предлагающий определить места общественного питания, где будут запрещены продажа и употребление пенного напитка?

– В данном случае преследуется цель не уменьшения алкоголизации, а исключения пагубного желания. С одной стороны, мы пытаемся нашу молодежь настроить на то, чтобы она занималась спортом, а с другой – в том же спортивном объекте, кафе или баре продаем ей пиво. И выходя с тренировки, они покупают себе кружку пенного напитка вместо сока.

В целом этот закон является одним из этапов, который нужно пройти для того, чтобы уберечь население от алкоголизации. А она на сегодняшний день очень страшная. Только представьте, за весь прошлый год только у нас в республике пива было выпито 295 млн литров! Вдумайтесь в эту цифру. И еще 70 млн литров других алкогольных напитков. И это только официально зафиксированная цифра, не говоря уже о том, что продано из-под полы, в частных подворьях, в мелких магазинчиках. Можно себе представить цифру в масштабах всей страны.

Как вы считаете, уместно ли в данном случае считать экономические издержки в связи с принятием закона, как предложил председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин?

– И пиво, и алкоголь вообще являются подакцизными товарами, с которых любой бюджет региона получает определенный доход. Учитывая, что объем производств достаточно высокий, то и средства там немалые. Они исчисляются миллиардами рублей. Если рассматривать Татарстан, то налоговые поступления от подобных производств будут составлять порядка 10% годового бюджета нашего региона. Достаточно серьезная цифра. И в этой ситуации Фарид Хайруллович совершенно прав. Пока наша экономика не готова получать доходы взамен от других направлений. Но Татарстан шагает вперед, и я думаю, через несколько лет никому в голову не придет считать денежные поступления в бюджет от пива и алкогольной продукции.

«50% ввозимого в республику алкоголя не соответствует ГОСТу»

На интернет-форумах регионов России производителями алкогольной продукции поднимаются вопросы проблематичности работы в Татарстане. Якобы в нашей республике создаются искусственные препятствия для поставщиков из других регионов страны.

– Это не так. Мы не создаем искусственные препятствия. Дело совсем в другом. Президентом поставлена четкая задача – на прилавках республики не должно быть некачественной продукции. И здесь неважно, в Татарстане произведен алкоголь или нет. В России вообще продается очень много нелегальной контрафактной продукции. По результатам предварительных испытаний алкоголя, который оптовики пытаются ввезти в Татарстан, оказалось, что 50% не соответствует ГОСТу.

Поэтому пусть для начала производители, отзывающиеся о республике как о проблемном регионе, приведут свои технологические процессы в соответствие с требованиями. И начнут производить и разливать коньяки и вина как положено. Тогда для них не будет никаких так называемых «искусственных» барьеров.

Татарстан всегда был открыт для торговых компаний и промышленных инвестиций. А создание умышленных препятствий только бы отталкивало приток инвесторов. Президент был категоричен: надо уберечь здоровье татарстанцев. Я считаю, это приоритетная задача любого руководителя субъекта России. И для сравнения: в нашей республике количество отравлений алкоголем в 4 раза меньше, чем в среднем по стране.

Какие объекты торговли чаще сбывают суррогатный алкоголь: крупные сети, средние магазины или мелкие торговые точки?

– Крупные сети суррогатом не грешат совсем. Они приобретают алкоголь у оптовых организаций, для которых за несоблюдение закона предусмотрены серьезные штрафные санкции. Люди боятся за свой бизнес, поэтому большинство приняло решение о добровольной проверке качества их продукции. То есть гораздо лучше проверить товар на легальность еще до того, как он попадет на прилавок, чем в случае отравления или обнаружения суррогата иметь проблемы с законом. А для сети это потеря репутации и в худшем случае лишение лицензии. Как следствие – большая брешь в доходной части.

Чаще всего грешат такими нарушения мелкие предприниматели, торгующие в приграничных районах. Они считают, что до них проверка не доберется и можно спокойно торговать. Но и таких мы тоже выявляем.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем