Ездить в казанском общественном транспорте за наличку будет накладно. Очередной неприятный сюрприз, связанный с повышением цен, чиновники решили не откладывать до Нового года. Уже на этой неделе, с 10 декабря, чиновники обещают «облегчить» пассажирам жизнь очередной реформой. Покупка билетика у кондуктора обойдется пассажиру на 2-3 рубля дороже, чем сейчас.
Так, одна поездка в автобусе при наличном расчете будет стоить 18 рублей (вместо 15), в трамвае – 12 (вместо 10), в троллейбусе – 15 (вместо 12), в метро – 15 (вместо 12). Правда, пассажиры могут сэкономить. Если перейдут на пластиковые карточки. В этом случае стоимость поездок в транспорте будет зависеть от способа оплаты, который выберет пассажир.
Один из них – «электронный кошелек». На счет можно будет положить любую сумму, которая останется на карточке до тех пор, пока пассажир её полностью не израсходует. Для тех, кто перейдет на «электронный кошелёк», стоимость проезда по сравнению с нынешней увеличится всего на 1 рубль (кроме поездок в трамвае, стоимость которых по-прежнему будет составлять 10 рублей). То есть одна поездка в автобусе будет стоить 16 рублей, в метро – 13 рублей. Подробнее со всеми тарифами на перевозки можно ознакомиться здесь (doc-файл, 16 Кбайт).
Еще один способ сэкономить – покупка карточки на фиксированное количество поездок. Предлагаются три варианта – на 5, 10 или 65 раз. Если, допустим, берёте на пять, стоимость одной поездки в трамвае составит для вас 11 рублей, в троллейбусе и метро – 14 рублей, в автобусе – 17 рублей. Выгоднее всего взять карточку на 65 поездок. Тогда вы сможете ездить в общественном транспорте по той же стоимости, что и сейчас. У такой карточки есть только один существенный минус. Если вы не израсходовали все 65 поездок в течение месяца, оставшиеся на карточке деньги сгорают.
Стоимость «электронных проездных» для льготников чиновники обещают оставить неизменной. Вообще, как заверяют в мэрии, купить транспортную карту можно будет в любом почтовом отделении, в киосках «Экспресс-печати» и у кондукторов.
В республиканском комитете по тарифам новшества от казанской мэрии не вызвали ни вопросов, ни возмущений.
«Все эти нововведения внедрены в преддверии Универсиады, учитывая ожидаемый большой наплыв гостей, что позволит облегчить жизнь и гостям Казани, и работникам транспорта», – объяснил 116.ru руководитель пресс-службы комитета по тарифам РТ Борис Мухин.
А первый заместитель руководителя горисполкома Казани Рустам Нигматуллин сегодня вообще заявил, что, внедряя оплату проезда по безналичному расчету, городские власти руководствуются интересами... самих пассажиров! По мнению чиновника, безнал автоматически исключит конфликтные ситуации, связанные, например, с отсутствием сдачи с крупных купюр. А пополнение карты – процедура, вполне привычная казанцам, и напоминает пополнение баланса мобильного телефона через терминал.
«Эта система позволит обеспечить прозрачность оборота – у водителей и кондукторов не будет соблазна присвоить деньги себе. Водители автобусов не будут пренебрегать правилами скоростного режима в погоне за прибылью после простоя в пробках», – считает г-н Нигматуллин.
По словам чиновника, на протяжении последних трех лет стоимость проезда в общественном транспорте Казани ни разу не пересматривалась. Между тем за этот период стоимость теплоэнергии выросла на 83%, электроэнергии – более чем на 70%, запчасти подорожали на 45-65%, шины – на 86%. Ассоциация перевозчиков Казани еще минувшим летом обратилась к властям с требованием об увеличении тарифов на проезд до 20-25 рублей.
«Мы и республиканские власти всегда занимали принципиальную позицию: резкого и механического повышения тарифов быть не должно. При этом хочу подчеркнуть, что проезд по карте дешевле не из-за того, что нам так захотелось, а потому, что это выгодно и самим перевозчикам. У них сократятся расходы на обслуживание наличности, они смогут лучше контролировать водителей и кондукторов. Таким образом, экономия за счет повышения прозрачности и эффективности работы транспорта дает возможность сдерживать тарифы», – выразил уверенность Рустам Нигматуллин.
Правда, сами перевозчики почему-то не в большом восторге от принятого мэрией решения.
«По моему мнению, стоимость проезда должна составлять как минимум 20 рублей, – сообщил 116.ru директор ООО КПАТП-9 Алексей Варин. – Выживаем мы за счет того, что экономим на всем. Конечно, лизинговые платежи составляют значительную часть расходов. Но дело не только в них. Растут цены на теплоэнергию, газ и так далее. Повышаются в цене расходники, автобусы стареют, их нужно ремонтировать, нужно больше слесарей. Двигатели выходят из строя, их каждый месяц приходится ремонтировать. Наверное, не стоило разом на 100% менять весь парк автобусов. Возможно, это был просчет».
К слову, на этом транспортный эксперимент над татарстанской столицей еще далек от завершения. К Универсиаде мэр города пообещал вновь полностью заменить автопарк столицы. По городу будут разъезжать комфортабельные автобусы, в которых установят турникеты. И отпадет необходимость в кондукторах, которых, к слову, последние несколько лет учат за счет государства английскому языку.
Но до светлого будущего, которое нам сулят теперь аккурат к 2013 году, еще нужно дожить. А вот головной боли пассажирам прибавится уже с этой пятницы. Впрочем, учитывая пробки, в которых весь город простаивает из-за снегопадов, времени разобраться в тарифах у казанцев будет предостаточно.