Жертвоприношение по европейским стандартам. Древний мусульманский обряд в Казани решили поставить на конвейер. Перед праздником Курбан-байрам одна из фирм предложила забой баранов «цивилизованным способом». Что он собой представляет и чем отличается от традиционных жертвоприношений, которые прошли сегодня по всему городу, выяснял корреспондент 116.ru.
Традиционно в Казани обряд совершался на задних дворах мечетей. Однако теперь в татарстанской столице работает специальный комплекс, предлагающий провести ритуал цивилизованно – с соблюдением санитарных норм и без струящейся по земле крови. Комплекс по забою жертвенных животных был создан по инициативе Духовного управления мусульман РТ (ДУМ РТ).
Как пояснил корреспонденту 116.ru председатель мусульманской религиозной организации «Вакф» Мурат Галеев, вся кровь сливается в специальный коллектор. По его словам, подобные условия продиктованы временем: «Идея создания комплекса впервые прозвучала еще в 2006 году во время встречи представителей ДУМ с руководителями республики. Именно тогда было высказано мнение, что в Татарстане нужно организовывать определенные места для забоя жертвенных животных. Задумку удалось осуществить в прошлом году. Правда, не до конца. В этот раз мы увеличили количество мест для забоя, разделки, хранения жертвенного скота. Сейчас становится ясно, что в последующие годы нам будет необходимо еще больше развиваться в этом направлении. Желающих становится все больше, и, соответственно, будет нужно создавать еще более комфортные условия».
По многовековой традиции, состоятельные мусульмане в священный праздник Курбан-байрам должны принести в жертву животное – барана, козу, корову или верблюда. Первое из перечисленных животных является для Татарстана и близлежащих регионов самым «популярным». Сколько именно баранов принесено в жертву в этом году, неизвестно. По неофициальной статистике, в крупной мечети в Курбан-байрам закалывается около 100 животных (в Татарстане, к слову, более 1300 мечетей). В большинстве случаев обряды совершаются на задних дворах религиозных учреждений, что зачастую вызывает неоднозначную реакцию у представителей других вероисповеданий и сторонников светского образа жизни. Уже на протяжении нескольких лет в Москве и Санкт-Петербурге разгораются скандалы по этому поводу
Причем, по словам Галеева, цивилизованный забой вполне соответствует нормам шариата.
«Шкуры, внутренние органы должны утилизироваться специальным образом – их нельзя выбрасывать. Мы как раз этим и занимаемся, чтобы не брать на себя ответственность перед Всевышним за то, что что-то делаем не так. Пришедшие могут стать непосредственными участниками процесса. Но многие все-таки прибегают к помощи специально нанятых нами людей. Последние закалывают животное определенным образом, разделывают тушу и делят её на три части, как положено по канонам. Кроме того, мы попытались сделать так, чтобы от праздника остались приятные ощущения. Поставили шатер, в котором люди могут попить чай с блинами или покушать плов».
Первый комплекс разместился в промышленной части города – недалеко от площади Вахитова. Чуть позже, заверяет Галеев, подобные площадки появятся и в других районах Казани.
«Уже сейчас решается вопрос об оформлении земельных участков в Ново-Савиновском и Советском районах. Сейчас всё упирается в поиск инвесторов. На создание подобного комплекса в прошлом году мы затратили около 500 тысяч рублей. В этом ушла примерно такая же сумма. Сейчас мы ведем переговоры с Исламским банком реконструкции и развития. Один наш проект они уже финансируют».
Кстати, желающих воспользоваться услугами комплекса оказалось немало. У входа сегодняшним утром скопилась очередь из нескольких десятков человек. Как заявил корреспонденту 116.ru один из посетителей, Рахимжан Богданов, специальные места для забоя животных полезны для верующих, желающих совершить обряд жертвоприношения. Тем более что и очереди в них не такие большие, как, скажем, в мечетях.
«В Ново-Савиновском районе, где я живу, всегда приходилось очень большие очереди выстаивать. В мечетях желающих было намного больше, чем подготовленных мест. Приходилось все заканчивать только часам к трем дня. Если есть собственный дом, если человек умеет хорошо зарезать, прочитать молитву, как полагается, то, конечно, подобные центры будут не нужны. Но в городских условиях мы таких возможностей не имеем», – посетовал Богданов.
Предпринимательница Мингузель Шигабиева, также решившая воспользоваться цивилизованным жертвоприношением, заявила, что комплексом она вполне довольна: «Я сама очень боюсь крови. Но сегодня, когда этим занимаются профессионалы, я нисколько не боялась. Есть специальная канализация, куда стекает кровь, все чисто. А вот когда, например, предлагают уже готовое мясо привезти домой, а ты только деньги отдаешь, какое-то таинство обряда жертвоприношения нарушается. Уж лучше я сама приеду, как здесь, выберу ягненка и буду знать, что именно от моего имени принесена жертва».
Бараны, к слову, покорно ожидали тех, кто решит принести их в жертву, в загончике на окраине комплекса. Цены на жертвенных животных колебались от 3,5 тыс. до 7 тыс. рублей.
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА