Еще одна обвиняемая может появиться в деле о гибели 11-летней Ани Дмитриевой. За смерть девочки, утонувшей летом 2008 года во время купания в озере, уже понесла ответственность заместитель начальника лагеря «Заречье» Гульнара Меркулова. Буквально сегодня, 2 ноября, Верховный суд Татарстана оставил приговор женщине, приговоренной к двум годам колонии-поселения, без изменений. Однако, как выясняется, правозащитники не вполне довольны таким исходом. Теперь они намерены добиваться возбуждения уголовного дела в отношении директора лагеря Ольги Агзамовой.
Напомним: летом 2008 года Аня Дмитриева вместе со своим отрядом отправилась купаться на озеро Изумрудное. Девочка утонула под «присмотром» вожатых, а позже следствие выяснило, что ребенок не умел плавать!
Вообще, комиссия исполкома Казани, проводившая проверку по факту трагедии, выявила целый ряд грубейших нарушений. Так, например, был нарушен запрет на купание детей в водоемах. Кроме того, руководство «Заречья» не поставило в известность о массовом купании ребят спасателей озера Изумрудное и сотрудников МЧС.
Так или иначе единственным обвиняемым в деле оказалась заместитель начальника лагеря по воспитательной работе Гульнара Меркулова. Согласно данным следствия, именно она дала устное указание воспитателям сопроводить ребят к водоему. Кстати, последние, как оказалось, не были даже надлежащим образом трудоустроены. Часть сотрудников вообще исполняла свои обязанности по чужим документам и в случае наступления ответственности имела возможность её избежать.
Сама Меркулова оказалась недовольна тем, что её оставили крайней.
«В десятом отряде находилась моя дочь. Неужели я стала бы рисковать её жизнью? – заявляла подсудимая на процессе в Кировском райсуде. – Не понимаю, почему подозревают меня, а не директора. Она была в курсе, что отряд покидает пределы лагеря».
Приговор Гульнаре Меркуловой, которая обвинялась в «халатности, повлекшей по неосторожности гибель человека», был оглашен в Кировском районном суде 5 июля 2010 года. Женщину приговорили к двум годам лишения свободы в колонии-поселении, запретив ей заниматься педагогической деятельностью в течение двух лет. Правда, исполнение приговора было отсрочено до достижения ребенком осужденной 14-летнего возраста (сейчас малышу Меркуловой около года).
Что любопытно, юристы, представляющие интересы Дмитриевых, в этом случае оказались полностью солидарны с обвиняемой. Правозащитники уверены: начальник лагеря Ольга Агзарова не только была в курсе, но и сама отдала распоряжение увести детей из лагеря.
«В отношении Меркуловой мы удовлетворены решением, но в целом по делу – еще нет, – заявил сегодня 116.ru начальник отдела общественных расследований Казанского правозащитного центра Андрей Сучков. – Ольга Акзамова была директором лагеря, и в большей степени ответственность лежала именно на ней. Кроме того, как было установлено в ходе судебного заседания, в тот день в лагерь приезжала комиссия – санэпидемстанция и ряд других органов. И директор дала указание Меркуловой выпроводить детей на озеро».
Но хотя Меркулова всего лишь выполняла распоряжение директора, оправдывать её, считает Сучков, ни в коем случае нельзя. Ведь женщина в угоду руководству исполнила заведомо незаконный приказ.
Агзамову же правозащитники намерены привлечь по статье «Халатность». В ходе судебного заседания прозвучали показания свидетелей, которые указывают на её вину. Эти показания никем не опровергнуты, а посему, считают правозащитники, вполне могут быть использованы следствием при предъявлении обвинения директору лагеря.
Вот только скоро ли раскачаются правоохранительные органы? Андрей Сучков сетует, что виновных в этом деле было нелегко найти с самого начала.
«Расследование дела шло, можно сказать, безалаберно. Это же подтверждал в ходе судебного заседания и помощник прокурора. К слову, обвинитель говорил о намерении после приговора Меркуловой предъявить обвинение Агзамовой. Но пока для этого ничего не сделано», – подытожил правозащитник.
116.ru будет следить за развитием событий.