Город Домострой Вильдан Нигметзянов, заместитель генерального директора ОАО «Сетевая компания»: «Следствие еще только идет, а нас уже облили грязью!»

Вильдан Нигметзянов, заместитель генерального директора ОАО «Сетевая компания»: «Следствие еще только идет, а нас уже облили грязью!»

Почему энергетики пока не могут победить воровство электричества из сетей? Кто расплачивается за нанесенный похитителями энергии ущерб? И к каким трагедиям может привести традиционная отечественная безалаберность? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью 116metrov.ru рассказал заместитель генерального директора по учету и передаче электроэнергии ОАО «Сетевая компания» Вильдан Нигметзянов.

Вильдан Савилевич, начать нашу беседу придется, к сожалению, с упоминания несчастного случая. Недавно 14-летний мальчик каким-то образом попал внутрь трансформаторной подстанции и получил сильные ожоги. Как такое могло произойти?

– Мы сейчас за то, чтобы именно следственные органы разобрались, почему ребенок там оказался. Мне очень не понравилась позиция ряда городских СМИ. Следствие еще только идет, а нас уже облили грязью! Я ведь тоже могу догадки делать разные. Говорят, например, что у подстанции не была закрыта дверь. Но есть и другая версия: дверь-то была закрыта, но были использованы отмычки! Но, заметьте, мы нигде пока так не заявили и никого ни в чем не обвинили. Мы ведь не знаем, что там произошло на самом деле. Поэтому нужно дождаться решения следователей. Я считаю, что нельзя уважающим СМИ подавать новости так однобоко.

Мы на самом деле, наоборот, очень много делаем для того, чтобы обезопасить детей от подобных случаев. По собственной инициативе с 2006 года обходим школы, печатаем десятки пособий, обучаем учителей. Проводим акцию «Безопасные каникулы»: наши специалисты объясняют детям, как обращаться с электричеством, учат оказывать первую помощь.

Но чаще, наверное, к трагедиям приводит воровство электроэнергии взрослыми?

– Это правда. Ни о какой безопасности при этом и речи быть не может. Идут наши провода, а на них кто-то свои незаконно накидывает. Причем, как правило, используют не самый лучший кабель или провод – поврежденный или бывший в употреблении. Сколько уже было случаев гибели людей из-за такого нарушения закона. Электрические сети строятся по проекту. Есть проектные организации, которые рассчитали: сколько нужно провода, какого сечения, сколько нужно опор... Но вот на эти самовольные подключения какой проект? Там ни защитной аппаратуры, ни изоляции. Поэтому и происходят периодически тяжелые несчастные случаи с такими безалаберными гражданами в момент самовольного подключения.

Кто у вас ворует электроэнергию и каким образом?

– Существует безучетное потребление и бездоговорное. Безучетное – это когда у потребителя есть договор с ОАО «Татэнергосбыт» и установлен счетчик. Но он где-то нахимичил с показаниями, счетчик чуть-чуть сломал, немножечко раньше подключился – отводку сделал. Это нарушение договорных обязательств или безучетное потребление. Но есть еще те, кто даже в «Татэнергосбыт» не приходил для заключения договора! Они просто берут различные приспособления – «набросы», «удочки» – накидывают и воруют!

Когда же именно эта проблема появилась?

– В годы советской власти электроэнергия стоила 2-4 копейки за кВт/час, и в принципе за товар ее никто не считал. Остро эта проблема встала после выхода федерального закона №35, где электроэнергию уже назвали товаром. Соответственно, раз это товар, значит, он чего-то стоит и его можно взвесить, кому-то продать. В принципе, аналогия с магазином очень удачна. Наша компания на энергорынке выполняет функцию доставки. На эту работу нас нанимает ОАО «Татэнергосбыт», у которого заключены договоры с потребителями.

Чтобы нам определить, сколько работы мы сделали, нужны приборы учета. Поскольку мы выполняем роль поставщиков – мы смотрим, сколько электроэнергии доставили. Если доставили мы на одну сумму, а потребители заплатили в два раза меньше, то эта разница (за исключением предусмотренных технических и технологических потерь. – Прим. авт.) – воровство (коммерческие потери).

Раньше население брало электричества столько, сколько хотело. Приборов учета практически не было. Были нормативы, но на них никто внимания не обращал. А сейчас приходится.

По поводу безучетных потребителей более-менее ясно… Они пытаются, к примеру, самовольно изменить показатели счетчика, но все же платят. А как бороться с бездоговорниками?

– Это просто-напросто воришки. Таких нужно находить и наказывать. Если этим не заниматься, произойдет эффект домино. Представьте, деревня – 20 дворов, все знают, кто ворует. Наша группа приехала с проверкой и этих пятерых не наказала. Завтра к этим пяти дворам прибавится еще пять.

Это понятно. Вы защищаете свои интересы. А что насчет обычных жителей?

– Очень просто. У нас есть телефон доверия 2000-111 и сервис «Обратная связь» на нашем сайте Netcom.tatenergo.ru. Должна быть гражданская позиция у каждого потребителя. Ведь если это многоквартирный дом и кто-то ворует, значит, ворует из кармана каждого жителя. Это логично. Вот есть дом, куда поставляется электроэнергия на 100 квартир. И если 10 квартир воруют, значит, другие 90 квартир платят за все 100. Управляющая компания никогда ничего на себя не спишет, я вас уверяю, а все это будет выставлено в счетах-фактурах.

Поэтому давайте вместе будем наводить порядок. Мы, энергетики, – за. Наверное, многие обратили внимание, что мы оперативно реагируем на все сигналы по поводу незаконного потребления электроэнергии, даже если это не затрагивает интересы нашей компании.

Известно, что очень часто виновниками аварийных отключений становятся третьи лица. Строители, ремонтники, водители. Это тоже проблема?

– Это, наверно, наше горе. Всему виной русский авось. Недавно мы с группой энергетиков побывали в Германии. Ездили по обмену опытом. У них воздушных линий нет, всё под землей. Ну до какой степени немцы уважают законы! Они не позволяют себе что-то делать, пока не получат на это разрешение, не согласуют!

А у нас это просто! Надо забор поставить, пробурить что-нибудь – легко. Ни у кого спрашивать не будут. Прорубим, сделаем. И, как правило, работает закон упавшего бутерброда. Попадают именно туда, куда не надо. Или в водопровод, или в газопровод, или в наши кабельные сети. Как правило, 90 процентов аварийных случаев – вина третьей стороны.

А представьте, если в это время по этим линиям питалась операционная, где сложные роды принимали или сердце оперировали.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления