Массу нарушений выявили независимые наблюдатели на муниципальных выборах в Казани. Между тем официальные лица уже поспешили отрапортовать, что выборы в татарстанской столице – как и в республике в целом – прошли без особых нарушений.
Единый день голосования, выпавший в этот раз на магическую, по убеждению многих, дату, чуда не принес. Еще утром Центральная избирательная комиссия РТ озвучила предварительные итоги муниципальных выборов. По предварительным данным, абсолютное большинство мандатов в представительных органах республики получила «Единая Россия» – 7212 мандатов. Коммунисты отвоевали себе 145 мандатов, ЛДПР – 39 мандатов, «Справедливая Россия» – 78 мандатов, общественные организации – 49 мандатов, самовыдвиженцы – 329 мандатов.
«У партии «Единая Россия» и оппозиционных партий, участвовавших в избирательной кампании, нет принципиальных разногласий по поводу обеспечения открытости выборов, честного и справедливого подсчета голосов», – заявил секретарь регионального политического совета партии «Единая Россия» Фарид Мухаметшин, поблагодаривший избирателей за «проявленную активность».
Вот только у ряда независимых наблюдателей и участников выборной кампании сложилось насчет выборов иное мнение. Член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса №426 Риф Зарифуллин и вовсе заявил, что обнаружил вброс бюллетеней.
«Мы еще с одним человеком, сменяя друг друга, тщательно отслеживали количество пришедших на выборы с самого начала работы участка. По нашим данным, явились на голосование 740 человек. Возможная погрешность – максимум 20-25 избирателей. Когда вскрыли урну, оказалось по 1587 бюллетеней и по партийным спискам, и по одномандатному округу. Я попросил дать мне ознакомиться с журналами регистрации избирателей. Члены комиссии отказались это сделать, обосновав тем, что я могу запомнить персональные данные каждого избирателя, и сказали, что быстро дадут перелистать. То есть посчитать количество людей по этим журналам было невозможно. Еще один момент – восемь членов комиссии подсчитывали приход этих 1587 человек в течение 1 часа 45 минут. То есть, проще говоря, на каждого приходилось по 200 липовых избирателей. По этому округу баллотировался Ильсур Метшин, и с учетом этих 810 лишних бюллетеней получились следующие результаты: за Бердникова проголосовали 83, за еще одного кандидата Симонова – 71 человек, за Метшина – 1353 человека. Причем, по нашим данным, явка была около 30%, члены комиссии сделали 62%», – заявил г-н Зарифуллин.
Руководитель отдела мониторинга выборов всероссийской ассоциации «Голос» Андрей Бузин тоже поделился далеко не самыми приятными для татарстанской власти наблюдениями.
«Количество нарушений, зафиксированных нашими сотрудниками в день голосования и при подсчете голосов, шло по нарастающей. В начале дня голосования у нас сложилось впечатление, что нарушения не носят масштабного характера. Они были, но не столь значительные – например, 9% наших сотрудников столкнулись с проблемами при допуске на избирательные участки, но это мелочи. С более серьезными нарушениями наши сотрудники столкнулись при проведении голосования на дому. Прежде всего, такое голосование проводилось по спискам, что фактически является принуждением – то есть оно проводится не по заявкам желающих, а по различным спискам, составленным социальными службами, советами ветеранов и иными организациями. Впоследствии выяснилось, что многие из этих людей не выражали желания голосовать на дому», – рассказал наблюдатель.
Дальше – больше.
«На этапе подсчета голосов доля нарушений резко увеличилась. На некоторых участках копии протоколов не были выданы до отбытия в вышестоящую комиссию – что вообще является составом административного правонарушения. Но даже подобные факты – «цветочки» по сравнению с нарушениями принципа открытости и гласности при подведении итогов. Как правило, территориальные избирательные комиссии (ТИК) располагаются в зданиях районных администраций и усиленно охраняются сотрудниками милиции. В ТИК Ново-Савиновского района мне удалось прорваться только благодаря определенным личным связям. В ТИК Советского района меня вообще не пустили и при мне не пустили двух кандидатов в депутаты, что является грубым нарушением закона», – отметил представитель ассоциации «Голос».
Непосредственный участник выборной кампании, кандидат в депутаты по Академическому округу Алексей Богачев также рассказал о ряде нарушений, с которыми ему пришлось столкнуться.
Согласно озвученным ЦИК РТ предварительным данным, в целом по республике явка на муниципальные выборы составила 67,5%. В татарстанской столице свои голоса за кандидатов в депутаты гордумы отдали 48% жителей. В городскую думу Казани прошли 4 партии и 1 самовыдвиженец. «Единая Россия» получила по единому избирательному округу 17 мандатов, по одномандатным округам – 24 мандата, партия КПРФ по единому избирательному округу – 3 мандата, партия ЛДПР по единому избирательному округу – 3 мандата, партия «Справедливая Россия» по единому избирательному округу – 2 мандата
«Нам не выдавали удостоверения членов комиссии с правом совещательного голоса. Во время начала подсчета голосов на участке №69 не допустили мое доверенное лицо. Сначала ей предложили сок попить, через 5 минут сказали: «Чего вы тут расселись, вы не имеете права здесь присутствовать». Кроме того, было зафиксировано на видео, как с этого же участка сотрудники милиции выгнали всех членов комиссии с правом совещательного голоса. На 65 участке членам комиссии предложили выйти покурить, после чего просто выкинули их вещи и закрыли участок на ключ. Я сам приехал вечером в 58 участок, мне сказали, что я не имею права там находиться. И что для них главный – руководитель Вахитовской территориальной избирательной комиссии Айрат Шавалеев, а не закон. Тут же на меня начали составлять жалобу, что я мешаю им работать. После небольшого перерыва составили еще одну жалобу на то, что я громко разговариваю. Некоторые наблюдатели отказались подписывать эти документы, но большинство все же решило удалить меня из комиссии. Сотрудники милиции препроводили меня на улицу», – рассказал экс-кандидат.
Для того чтобы не допустить подтасовки бюллетеней, наблюдатель от кандидата в депутаты Игоря Веселова Артур Гибадуллин был вынужден буквально дежурить около урны.
«На 138 участке мой кандидат зафиксировал, что члены комиссии записывали паспортные данные карандашом, а не ручкой. На 152 участке я сам лично был наблюдателем, просто встал около урны и следил, чтобы не произошло вброса бюллетеней. Представители администрации несколько раз пытались меня поставить на другое место. Я два раза вызывал милицию, два раза писал заявление. После закрытия участка я поехал в территориальную избирательную комиссию Московского района. Там председателей участков отправили в одно помещение, наблюдателей – в другое. То есть мы не могли видеть, как сдавались бюллетени. При этом никакого подсчета голосов не велось примерно до 4-5 утра, а уже к 8 утра подсчет закончился. У Веселова есть член комиссии с решающим голосом, поэтому на некоторых участках удалось добиться пересчета голосов. В остальных случаях мы подписывали протоколы только с отметкой «особое мнение».
Имена получивших заветные кресла в Казанской городской думе и других представительных органах республики станут известны через несколько дней. Но можно ли будет назвать этих людей народными избранниками в полном смысле этого слова – вопрос пока открытый.