Город Последняя пристань

Последняя пристань

Сегодня, 9 июля, к берегу озера в парке Победы причалила атомная подводная лодка «Казань», вернее, рулевая рубка субмарины ВМФ России, носившей имя татарстанской столицы. Минувшей ночью ее привезли сюда из грузового порта, куда, в свою очередь, рубка была

Сегодня, 9 июля, к берегу озера в парке Победы причалила атомная подводная лодка «Казань», вернее, рулевая рубка субмарины ВМФ России, носившей имя татарстанской столицы. Минувшей ночью ее привезли сюда из грузового порта, куда, в свою очередь, рубка была доставлена из Северодвинска. Свое последнее водное путешествие протяженностью в несколько тысяч километров и длительностью 12 дней бывший атомоход проделал для того, чтобы стать главным объектом экспозиции памятника морякам из Татарстана, который должны открыть в Казани в День военно-морского флота 25 июля.

Габариты будущего памятника довольно внушительные: длина рубки АПЛ «Казань» – 22 метра, высота – 6 метров, ширина – 3,5 метра. Ее вес в сборе (с рулевыми механизмами и внешними приборами) достигает 70 тонн. Так что даже ее транспортивка из порта в парк оказалась достаточно проблематичной. Сделать это оказалось под силу только одному предприятию в Казани – МУП «Казметрострой». Оно же взяло на себя благоустройство мемориала и монтаж.

«Работы довольно сложны даже для метростроевцев. Это очень непростой объект. В настоящее время под основание памятника забито 12 свай. Работы проходят в динамичном режиме, так как мы должны успеть все сделать к 25 числу», – отметил заместитель начальника МУП «Казметрострой» Вениамин Терзиманов.

Экспозиция памятника будет включать в себя постамент, на котором и расположится рубка. Довершат картину торпеды и мины, доставленные из воинской части Зеленодольска.

Строительство атомной подводной лодки стратегического назначения К-403 началось на заводе «Севмаш» в 1968 году. И почти через 2,5 года – в апреле 1971 года – лодку впервые спустили на воду, а в июне на ней был поднят флаг ВМФ и подлодка была введена в состав Северного флота Советского союза. «Боевое» прошлое субмарины, как рассказал корреспонденту 116.ru капитан второго ранга в отставке, бывший заместитель командира АПЛ «Казань» Хамит Абдуллазянов, связано в основном с Атлантикой и Северным Ледовитым океаном.

«На борту К-403 несла 16 баллистических ракет. Она сделала семь автономных походов в Северную Атлантику. Экипаж, состоявший из 130 человек, нес боевое дежурство у берегов США, Канады, Кубы», – пояснил моряк.

В начале 80-х годов прошлого века подводка в большей степени стала использоваться для научных целей.

«В 1980-1984 годах лодка прошла модернизацию. Ее переоборудовали под акустический корабль специального назначения, сделали из него лабораторию для испытаний гидроакустического вооружения новейших для того времени подводных лодок третьего поколения. В 1990-1996 годах была еще одна модернизация под отработку гидроакустического комплекса АПЛ четвертого поколения», – рассказал Хамит Абдуллазянов.

После этого, по словам капитана, на судне чуть ли не постоянными гостями стали гражданские специалисты, в числе которых, что удивительно, были и женщины.

«Максимум они выходили с нами в море на неделю. В длительные плавания мы их не брали», – улыбнувшись, отметил капитан.

В июне 1997 года К-403 была переименована в «Казань» – над кораблем взяла шефство столица Татарстана. С этого года на АПЛ начали отправлять моряков-срочников из Татарстана. Через 8 лет – в декабре 2005 – в присутствии делегации из Татарстана на «Казани» спустили военно-морской флаг, а прошлым летом ее начали утилизировать.

Моряки, что, наверное, вполне естественно, пытались возражать против списания лодки. Ведь «Казань» была единственным кораблем для испытаний гидроакустических комплексов.

О том, что экипаж лелеял родной корабль, вспомнил и Хамит Абдуллазянов.

«Корабль находился в идеальном состоянии. Хотя, думаю, среди атомных подводных лодок это был рекорд – лодка служила военно-морскому флоту 34 года! Ни одна подлодка в мире, в принципе, столько не используется. Средний срок службы атомных подлодок – 25 лет».

Чтобы отстоять хоть частичку лодки, морское собрание Татарстана решило сохранить ее рубку и установить ее в парке Победы. Ветераны-моряки нашли поддержку у президента Татарстана Минтимера Шаймиева, мэрии Казани, активно подключилось республиканское правительство, которое тогда еще возглавлял нынешний глава республики Рустам Минниханов. Сумели найти спонсоров, благодаря которым и смогли собрать 5,5 миллионов рублей, необходимые на демонтаж, транспортировку и установку.

Глядя на разобранную пока рубку, Хамит Маннафович выразил надежду, что памятник морякам, служившим на «Казани», да и вообще всем, кто служил подводному флоту России, в парке Победы станет излюбленным местом для всех подводников.

К слову, военно-морской флот не остался без «Казани». В июле прошлого года на заводе «Севмаш» в Северодвинске была заложена вторая атомная подводная лодка с именем столицы Татарстана. Вторая «Казань» строится по проекту 885 «Ясень-М» и будет многоцелевой.

Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Отбивает желание исследовать родную землю»: казанец — жестко о туристическом налоге, который скоро придется платить всем
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления