Сегодня, 31 мая, Казань ополчилась на табак. Во Всемирный день отказа от курения в городе прошли акции в поддержку здорового образа жизни. Тем временем табачные компании, похоже, выбрали себе новую мишень. Женщин. Именно на них, по мнению казанских специалистов, нацелены новые рекламные кампании производителей сигарет.
Попытки борьбы с курением в татарстанской столице в последнее время предпринимаются всё чаще и, как правило, сопровождаются большой шумихой. Напомним: в октябре прошлого года мэр Казани Ильсур Метшин озвучил амбициозные планы по превращению столицы Татарстана в самый некурящий город России. Наступление на вредную привычку началось, что называется, по всем фронтам. Исполком татарстанской столицы выпустил приказ, согласно которому курить сотрудникам в здании категорически запрещалось. В районных администрациях города тоже запретили курение на рабочих местах. Примерно в это же время в Казани прошел месячник по профилактике пагубной привычки среди водителей общественного транспорта. Тем не менее городу еще рано присваивать статус некурящего.
Вообще же, по статистике, в России сегодня курит каждый третий представитель взрослого населения (старше 18 лет). При этом ежегодно около 200 тысяч человек умирают от болезней, связанных с курением. А производство табачной продукции в стране за последние десять лет увеличилось вдвое. При этом пропаганда здорового образа жизни, по мнению специалистов, значительно отстает от скорости распространения табачной зависимости. Во многом это происходит из-за того, что налоговые поступления от производителей сигарет в десятки и сотни раз превосходят средства, затрачиваемые на борьбу с курением.
Впрочем, противники вредной привычки не сдаются. Сегодня в Казани волонтеры организовали акцию «Моя Родина без табака». Они опрашивали прохожих, как те относятся к курению. А в центрах здоровья любой желающий может – причем не только сегодня – бесплатно получить рекомендации по поводу здорового образа жизни и отказа от вредных привычек. Многопрофильные специалисты отвечали на все вопросы, проводили тестирование и давали рекомендации. Список центров здоровья, поддержавших акцию, можно найти здесь.
Однако, по мнению экспертов, перелома в борьбе не наступит, пока не будет подавлена активность табачных компаний. Кроме полного запрета на рекламу, подчеркивают специалисты, необходимо отказаться от участия «табачников» во всякого рода акциях за здоровый образ жизни. Поскольку производители сигарет преследуют прямо противоположные цели. Как заявил на сегодняшней пресс-конференции, посвященной Дню отказа от курения, председатель Международной независимой ассоциации трезвости Владимир Ловчев, в последнее время табачные компании взялись «окучивать» новый потенциально перспективный слой курильщиков – женщин.
«В этом году темой борьбы с курением стал гендерный фактор, т.е. ориентированность табачных компаний на потребителей среди женщин, – говорит специалист. – Буквально несколько дней назад ВЦИОМ опубликовал свежие данные, согласно которым за последние три месяца около 8% наших сограждан отказались от курения. До этого 51% населения России был некурящим. Таким образом, можно заключить, что большая часть страны не курит. Тем не менее ситуация непростая. Потому что табачный капитал активно работает как на мировых рынках, так и на рынке России. В первую очередь работа направлена на те потенциальные группы населения, которые пока не в полной мере охвачены курением. Большинство мужчин уже закурило, а вот женщины – это большой резерв для табачного капитала. Одной из основных форм борьбы с курением среди женщин является борьба с образом гламурности, которую якобы приобретает особа с сигаретой в руках. В нашей стране, правда, это пока не особо удается. Поскольку в России у табакопроизводителей существуют активные пропагандистские стратегии».
Владимир Ловчев привел простой пример. В России существует некий Общественный совет по противодействию подростковому курению, который несколько лет назад затеял борьбу с бабушками, продающими детям сигареты в розницу. Параллельно прошла кампания, в ходе которой велась борьба с курящими мамами. Началось распространение плакатов, на которых был изображен малыш в утробе, окруженной табачным дымом. Рядом были изображены сигарета и надпись «Ему не нравится!». Но после анализа плаката специалисты вынесли вердикт – это пропаганда курения, воздействующая на подсознательном уровне. В таком виде плакат являлся своего рода рекламой сигарет, которую пытались внедрить в роддомах.
На плакате стоило бы написать о вреде курения и воздействии никотина на организм матери и ребенка, считает эксперт.
«Стоит понять один важный момент. Там, где участвует табачный капитал, не может быть настоящей пропаганды отказа от курения – это профанация. Все делается как раз с противоположными целями. На сегодняшний день актуальной для нашего города является задача по противодействию попыткам табачных компаний реализовывать свои якобы профилактические акции», – заключил председатель МНАТ.
В свою очередь, директор казанского общественного фонда «Выбор» Галина Ананьева заметила, что табачные фирмы умудряются обходить запрет на рекламу. Они проводят различные акции с упоминанием своей марки – раздают на улицах календарики с названием или логотипом сигарет и идут на другие ухищрения. При этом Россия остается довольно привлекательным плацдармом для дальнейшего процветания табачного рынка.
«Более 80% курильщиков живут в странах с низким и средним уровнем доходов, к коим относится и Россия. К примеру, в ХХ веке табак стал причиной смерти в 100 млн случаев. В XXI веке по этой причине человечество может потерять 1 млрд человек. Если не принять радикальных мер, то более 80% этих смертей произойдет как раз в странах с низким и средним уровнем доходов. Одна из основных мер борьбы – это также защита некурящего населения от табачного дыма. Во многих странах она работает на законодательном уровне. Ведь безопасного уровня воздействия вторичного табачного дыма не существует. Поэтому необходимо полностью запретить курение на работе и в общественных местах», – отметила Галина Ананьева.
Но решение этой задачи под силу уже не общественным организациям, а законотворческой машине.
Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА