Две недели назад мою соседку увезли в больницу с какой-то болезнью почек. Молодая, казалось бы, здоровая женщина – и вот. Оказалось, камни. Она прочитала, что это может быть следствием употребления водопроводной воды. Говорит, что больше её пить не будет.
Слова соседки заставили задуматься и меня. Вообще, когда дело касается здоровья, я однозначно предпочитаю лечению профилактику. После наведения справок вариант с установкой бытового фильтра был отброшен как весьма сомнительный, и я обратилась к Интернету с запросом «доставка воды Казань».
После придирчивого изучения страниц с результатами поиска у меня образовался список из десятка поставщиков, которых я начала планомерно обзванивать. Трех я отклонила сразу из-за элементарного неумения общаться с клиентами – они вели себя так, как будто я отвлекла их от крайне важных дел. Другим важным критерием для меня было происхождение воды: я, хотя в целом настроена патриотично, предпочла бы воду из другого региона, так как экология родного края оставляет желать лучшего. Отсеялось ещё семь. Оставшиеся два предложения были примерно одинаковыми по цене и условиям доставки. Кроме того, один из поставщиков предложил мне поучаствовать в акции под названием «Кулер в подарок».
Вообще-то, когда незнакомые люди и фирмы предлагают мне подарки, я становлюсь очень недоверчивой. Кулер бесплатно, конечно, хочется, но покупать из-за этого кота в мешке я не стану. Милая девушка-диспетчер, профессионально почувствовав мои сомнения, предложила мне посетить производство воды с экскурсией, которая должна состояться как раз через три дня. Я отказалась.
На следующий день, по привычке, поделилась сомнениями с коллегами в редакции. Полной неожиданностью для меня стало, что мы заказываем воду у той самой компании, которая звала меня вчера на экскурсию, причем кулер получили в подарок от неё же пару лет назад. Поэтому весь рабочий коллектив офиса, выступив единым фронтом, настоятельно предложил мне съездить на ту самую экскурсию. Так что командировку мне выписали практически насильно. И я поехала.
Разочарование первое: за проезд до места назначения пришлось заплатить. Могли бы не экономить на привлечении клиентов, раздраженно думала я, отдавая редакционные 600 рублей.
Ехать пришлось не близко – производство оказалось ни много ни мало за 150 километров, в Марий Эл. Надо сказать, что удовольствие от любования марийскими лесами было полностью перекрыто впечатлением от состояния марийских автодорог. Видимо, экология здесь такая хорошая, потому что «негативным факторам», которые могут её испортить, сюда просто не добраться!
Через два с половиной часа мы остановились перед ровным зеленым лугом без каких-либо признаков наличия производства. Оказалось, здесь расположены 39 скважин арбанского водозабора, где производитель и берет так называемую исходную воду. В течение 20 минут экскурсовод (который оказался директором завода) подробно объяснял нам про экологию района, охранную зону, расположенный чуть севернее заповедник «Большая Кокщага». Мирный окружающий пейзаж рассказу не противоречил.
Территория вокруг самого завода была совершенно «убитая». В ответ на наши вопросы директор пояснил, что предприятие построено недавно и благоустройство будет закончено только летом 2010 года.
Вид проходной вызвал в памяти образы больницы или секретной лаборатории, как её любят изображать в популярных блокбастерах. Нас всех заставили надеть шапочки, одноразовые халаты и бахилы. Причем сопровождающий нас сотрудник отнесся к процессу крайне серьёзно: проверил, хорошо ли завязаны пояса, убраны ли волосы. Вид, честно говоря, у всей группы стал крайне дурацкий. Успокоило то, что все сотрудники завода были одеты примерно так же.
Узнав о том, что сейчас состоится полуторачасовой семинар, я уныло, но покорно поплелась за остальными экскурсантами. Заняв свое место, достала из сумочки блокнот и журнал Cosmopoliten. Но читать его не пришлось. Потому что рассказывали нам ну очень интересно! Как пролетело два часа, никто не заметил, а я вышла оттуда с уверенностью, что могу теперь читать лекции о воде студентам медицинского техникума. В подкреплении моей уверенности мне выдали подтверждающий полученные знания сертификат.
Впереди была сама экскурсия. Я достала фотоаппарат, диктофон и по привычке настроилась на скептический лад. Не знаю, как вы, а я до этого представляла себе процесс розлива воды весьма смутно. Не буду углубляться в описание производственных процессов – те, кто интересуется, могут зайти на сайт завода (www.voda-sestrica.ru) и подробно ознакомиться со всеми их стадиями. Расскажу только о некоторых фактах, которые меня поразили.
Во-первых, люди здесь не подходят к воде вообще! В смысле все автоматизировано так, что дальше некуда. Везде сплошные роботы, датчики и контроллеры. Розлив воды и закупоривание бутылей происходит без участия сотрудников (вот бы статьи так писались!) в стерильной среде «закрытой» зоны. В конце линии нам предложили самим проконтролировать чистоту бутылей с помощью специального светового экрана. После этого рассказ директора о «самом современном, прекрасно технически оснащенном предприятии» воспринимался почти как правда.
Со всей журналистской дотошностью я лично проследила за тем, как берутся анализы воды (благо, эта операция производится каждый час), сравнила результаты с вывешенными здесь же табличками, внимательно рассмотрела датчики, которые, как мне объяснили, моментально останавливают весь процесс, если вода отклоняется от какого-либо норматива. Попыталась придумать, как можно обмануть эту систему и залить в бутыль некачественную воду – честно скажу, не смогла.
Про то, как обеззараживаются бутыли, я слушала вполуха: мне все время чудилось, будто где-то рядом играет чудесная музыка. Так как на заводе ей, по моему разумению, взяться абсолютно неоткуда, я немного переживала по поводу своего психического здоровья. Но здесь экскурсовод буквально сразила меня, проводив нашу группу на склад, где вода в течение 48 часов стоит в ожидании отправки. Вода слушала музыку! Красивую, спокойную классическую музыку. Я, как человек сугубо рациональный, к так называемому «упорядочиванию структуры воды» относилась всегда с известной долей скептицизма. Но здесь, глядя на улыбающихся интеллигентных грузчиков, бесшумно проплывающих мимо с тележками под звуки классической музыки, я начала менять свое мнение.
В завершение экскурсии мы понаблюдали немного за полными бутылей КАМАЗами, которые, по словам грузчиков, отъезжают от ворот завода каждые полчаса. Получив положенные сувениры (чашка с логотипом и брелок), и посетив по просьбам общественности местный магазин народных промыслов, мы двинулись в обратный путь. Всю дорогу я обдумывала название статьи, которая должна была из всего этого получиться. А первое, что я сделала вечером – это заказала домой бутилированную воду.
Светлана ИВАНОВА, по итогам экскурсии на завод компании «Здоровая жизнь»