Очередная группа приверженцев борьбы за чистоту нации в Татарстане выслушала приговор суда. В Набережных Челнах осуждены четверо молодых людей, участников неформального движения скинхедов, которые в октябре прошлого года жестоко избили уроженца Таджикистана. 19-летний студент одного из вузов Автограда пострадал из-за идеологической ненависти. Это было доказано следствием. Судья назначил молодым людям условное наказание. Корреспондент 116.ru выяснял, в чем причина достаточно мягкого приговора для подсудимых, напавших на иностранца.
Все произошло около 10 часов вечера возле одного из корпусов общежития Камской государственной инженерно-экономической академии. Трое студентов, уроженцев Таджикистана, прогуливались неподалеку, когда на них напали ныне подсудимые. Две потенциальные жертвы смогли убежать, а их товарищ – нет. На нем-то и оторвались преступники. Они буквально запинали парня, избивали его и попавшимися под руку кирпичами.
Подозреваемых в преступлении искать долго не пришлось. Всех четверых задержали и возбудили уголовное дело по части 2 статьи 213 и пункту «б» части 2 статьи 116 Уголовного кодекса («Хулиганство и побои по мотивам идеологической ненависти»).
В ходе оперативного сопровождения уголовного дела сотрудники Центра по противодействию экстремизму МВД по РТ установили и доказали причастность к совершению данного преступления участников неформального молодежного движения «Скинхеды». Самому старшему из членов группировки 22 года. Всех подсудимых городской суд Набережных Челнов признал виновными и приговорил каждого к 3 годам лишения свободы условно и 4 годам испытательного срока.
Сторона обвинения посчитала приговор мягким. С этим соглашается и начальник Центра по противодействию экстремизму МВД по РТ Марсель Галямов. Однако, по его словам, это вполне обычная ситуация.
«Статьи, по которым привлекаются молодые люди, не предусматривают серьезного и реального наказания. Там есть определенные нюансы, которые позволяют судьям назначить условное наказание, – рассказал начальник центра корреспонденту 116.ru. – Тяжесть подобных преступлений по закону не считается серьезной. Если бы, не дай бог, они совершили убийство, конечно, они бы получили реальные сроки».
Г-н Галямов также добавил, что в целом под деятельность Центра по противодействию экстремизму подпадают 33 статьи Уголовного кодекса России. Все они разной степени тяжести. К слову, и у осужденных, если они, как говорится, не одумаются, есть «шанс» оказаться за решеткой.
«Если они преступят закон в период условного срока, условное наказание будет переквалифицировано на реальный срок заключения. В том и смысл условного наказания, чтобы оно стало своего рода предупреждением, некоей профилактической мерой», – рассказал сотрудник МВД по РТ.
Подобное дело далеко не новость для нашей республики. Только за первый квартал этого года сотрудники центра направили в суд три уголовных дела, связанных со скинхедами, еще по трем делам ведется следствие. Количество это не большое и не маленькое, но, по словам Галямова, в соседних регионах ситуация гораздо сложнее.
«По сравнению с Нижним Новгородом, например, или вообще в целом по Приволжскому округу, там все гораздо серьезнее. Там представители скинов в основном не останавливаются на избиениях. Чаще доходит до убийств», – отметил борец с экстремизмом.
Именно тяжестью совершенных деяний сотрудник МВД по РТ объяснил более строгий вердикт в отношении членов организации «Хизб-ут-тахрир Аль Ислами», которые, казалось бы, открыто не нападали на людей другой национальности. Напомним, в ноябре прошлого года 12 членов этой организации в Верховном суде Татарстана были приговорены к длительным срокам заключения. Сравнивать эти дела, по словам Марселя Галямова, не совсем правильно. «"Хизб-ут-тахрир Аль Ислами" официально признана была экстремистской и террористической организацией, и ее деятельность запретил Верховный суд России, – рассказал собеседник корреспондента 116.ru. – Члены организации об этом прекрасно знали, но все равно участвовали в ней. Кроме того, статьи, по которым были возбуждены уголовные дела в отношении них, относятся к категории средней тяжести и тяжких. Статья 282, часть 2 («Участие в запрещенной экстремистской организации») плюс 205 статья («Участие в террористической организации»), и потом была возбуждена статья 278 УК («Попытка свержения конституционного строя»). То есть вес и значимость статей были совсем иные.
Молодые люди, сторонники неофашистских организаций, пока совершают преступления менее тяжкие. Но если мы сейчас эту волну сбивать не будем, не будем работу проводить, то их они могут, как говорится, поднять голову, а их методы получат широкое распространение».
По словам заместителя председателя совета Ассамблеи народов Татарстана Сагита Джаксыбаева, нападения на иностранных граждан являются очень серьезными преступлениями и должны жестко пресекаться.
«Мне кажется, если вина этих молодых людей полностью доказана и по закону им можно было бы вынести реальные сроки заключения, то, я думаю, это надо было сделать. Таких нужно наказывать, как говорится, по всей строгости. Тем более в Татарстане, который по праву гордится многонациональным народом».
Общественный деятель также выказал желание ужесточить наказание за подобные преступления.
«В случае составления какого-либо письма руководству страны с просьбой ужесточить наказание за подобные преступления я подпишусь под ним. Мне кажется, что большинство членов ассамблеи также согласится это сделать», – отметил заместитель председателя организации.
Что называется, рубить с плеча в вопросе наказания подобных преступников все же, видимо, нельзя. Вряд ли молодые ребята поменяют свои взгляды на жизнь в местах заключения. Выход, наверное, один – планомерно приучать людей к мирному сосуществованию разных конфессий и наций. Вот только сколько на это уйдет времени, неизвестно.