Воздушные ворота столицы Татарстана международный аэропорт «Казань» хотят сделать одним из лучших в Европе. Масштабное обновление, разделенное на три этапа, рассчитано на 15 лет – до 2025 года. Первую часть реконструкции обещают завершить уже в следующем году, вторую – к Универсиаде. А дальше, как говорится, будет видно. Смогут ли реализовать грандиозные планы в обозначенные сроки, сколько при этом потратят и откуда возьмут средства, выяснял корреспондент 116.ru.
Проект модернизации казанского аэропорта разработала германская компания «Фрапорт АГ», на счету которой строительство нескольких аэровокзальных комплексов и, в частности, одного из лучших аэропортов мира во Франкфурте-на-Майне. К разработке привлекли и один из казанских институтов. Планку взяли высокую.
Главным объектом первого этапа станет Терминал-1А пропускной способностью 1,2 миллиона пассажиров в год. Его планируют сдать примерно через полтора года – в октябре 2011. По словам генерального директора международного аэропорта «Казань» Алексея Старостина, вместе с этим обновятся и объекты технической инфраструктуры. «Планируется строительство нового здания цеха бортового питания – Кетеринга, многоуровневой крытой автостоянки, нового здания авиационно-диспетчерской службы, нового здания центральной пожарной и аварийно-спасательной станции», – заявил гендиректор журналистам.
Реализация этого этапа грандиозной реконструкции обойдется в 32 миллиона долларов. Эти средства, по словам Старостина, планируется привлечь за счет частных инвесторов.
Второй этап предусматривает снос существующего Терминала-1. На его месте построят новое здание Терминала-1В площадью более 25 тысяч квадратных метров. Он будет способен пропускать до 2 миллионов пассажиров в год и оснащен всеми необходимыми системами, обеспечивающими высокий уровень безопасности. «Предусмотрено и строительство многоуровневой автостоянки на 500 мест, нового здания отеля и помещения для VIP и бизнес-авиации, мастерских для технического обслуживания и ремонта самолетов, нового грузового комплекса, нового топливо-заправочного комплекса, нового комплекса очистных сооружений», – поделился планами Алексей Старостин.
Несмотря на наличие в планах третьего этапа модернизации, его реализация будет зависеть от пассажиропотока. Согласно так называемому мастер-плану, после ввода в эксплуатацию третьего терминала казанский аэропорт сможет обслуживать более 5 миллионов (!) пассажиров в год. Но эти показатели пока кажутся заоблачными.
Модернизацию аэропорта называют одним из ключевых транспортных проектов Татарстана. Видимо, поэтому, несмотря на привлечение средств частных инвесторов, федеральная казна также будет участвовать. На бюджетные деньги по большому счету собираются улучшить взлетно-посадочную полосу. «Будет произведена реконструкция искусственных покрытий взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона с устройством водосточно-дренажной системы, замена светосигнального оборудования, систем водо- и электроснабжения, очистных сооружений. Общий объем финансирования из федерального бюджета составит 5 миллиардов 957 миллионов рублей», – рассказал руководитель аэропорта.
Главное, завершить два этапа к Универсиаде-2013. По словам начальника отдела экономики, финансов и управления государственным имуществом аппарата кабинета министров Татарстана Руслана Шакирова, к международным соревнованиям у Казани должны быть «достойные воздушные ворота». Отвечая на вопросы журналистов, он отметил, что работы уже ведутся. «В настоящее время идут работы по укладке фундамента. Уже забито более тысячи свай. Заказаны металлоконструкции для возведения зданий, их монтаж начнется уже в скором будущем», – заявил начальник отдела.
Инвестором реконструкции аэропорта является болгарская компания Bulgarian Aviation Group. Как сообщил Руслан Шакиров, 31 марта в Федеральную антимонопольную службу была подана заявка на создание совместного предприятия, и в течение ближайших двух месяцев планируется получить положительное заключение. Первая попытка регистрации совместного предприятия оказалась неудачной. «Изначально планировалось создание совместного предприятия «Татарстан-авиа», которое включало бы в себя и аэропорт, и авиакомпанию. Однако Федеральная антимонопольная служба отказала в регистрации, так как, по их мнению, это могло ограничивать конкуренцию. Теперь же идет оформление документов отдельно – совместное предприятие по аэровокзалу и авиакомпании», – рассказал представитель кабмина.
Он также отметил, что республика и болгарская компания будут владеть по 50 процентов акций. В уставной капитал Татарстан внесет имущество аэропорта «Казань», а болгарские партнеры – 50 миллионов долларов. Общая сумма уставного капитала совместного предприятия составит 3 миллиарда рублей.
По замыслу обновленный аэропорт поможет привлечь новые авиакомпании, что, естественно, скажется на его рентабельности. Уже сейчас, по словам Руслана Шакирова, начинается более «агрессивная» политика по привлечению авиаперевозчиков.
Помочь в этом должна и республиканская авиакомпания «Татарстан», для которой казанский аэропорт является домашним. И предпосылки к этому есть. По словам Алексея Старостина, вполне возможно, что в этом году «Казань» преодолеет миллионный рубеж. «В бизнес-плане аэропорта на 2010 год предполагалось увеличение объемов пассажирских перевозок на 13,7 процента – до 768 тысяч пассажиров. Однако результаты первого квартала 2010 года значительно превзошли ожидания. Так, объем пассажирских перевозок вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 54,2 процента».
Остается надеяться, что проект реконструкции, продуманный с немецкой точностью, наши специалисты сумеют воплотить в жизнь. А аэровокзальный комплекс будет в полной мере отвечать названию «международный аэропорт "Казань"».