Город Искандар Мухаметзянов, ректор Академии социального образования (КСЮИ): «Я 40 лет посвятил учебе»

Искандар Мухаметзянов, ректор Академии социального образования (КСЮИ): «Я 40 лет посвятил учебе»

Рамки одной профессии для него тесны. Искандар Мухаметзянов – врач, педагог, юрист, управленец. Он всерьёз уверен, что учиться никогда не поздно. Знания в современном мире устаревают быстро, считает ректор АСО, поэтому главная задача образования – научить человека учиться.

Искандар Шамилевич, думаю, не ошибусь, если предположу, что вам в вашей жизни повезло с преподавателями. Кто из них оставил наиболее яркий след в вашей памяти?

– Если брать школу, то это, несомненно, Фрида Самойловна Боронина. Это мой классный руководитель, преподаватель русского языка и литературы, которая, слава богу, и по настоящее время жива. Она научила меня не просто любить эти предметы и читать книги, а, самое главное, понимать прочитанное.

Если касаться профессиональной деятельности, то первым учителем был, естественно, мой отец, который научил меня профессиональным навыкам, научил понимать и любить больных. И конечно, делать всё, что ты делаешь, максимально качественно.

Следующий учитель – моя мама. Она научила меня, пожалуй, самому главному. Быть человеком. Потому что все твои профессиональные навыки по большому счету вторичны по сравнению с личностными качествами. И еще один педагог, которого нельзя не отметить, научил меня быть организатором – это заведующий кафедрой организации здравоохранения в Казанской медицинской академии Ильдус Галеевич Низамов. Вот те люди, которых я могу назвать учителями, оказавшими большое влияние на меня как на специалиста и человека.

В какой степени ваши родители повлияли на выбор вами профессии?

– У меня прадед был врачом, дед был врачом, отец тоже врач. Ну кем я еще мог стать? (Смеётся.) Но у меня есть еще педагогическое образование, образование по управлению, юридическое образование. Четыре образования дали в итоге такой симбиоз. Я как-то подсчитал, что из своих 48 лет я в общей сложности 40 лет посвятил учебе. Вот вам непрерывное образование в действии.

Чему, на ваш взгляд, помимо предмета, учитель должен научить ученика?

– Когда я читаю лекции студентам, то обычно начинаю с фразы: «Если вы пришли сюда за знаниями, то, скорее всего, ошиблись адресом…»

Почему?

– «…Потому что знания, которые мы даём, это знания вчерашнего или в лучшем случае сегодняшнего дня, а когда вы выйдете в жизнь, потребуются уже знания завтрашнего дня». Система образования так устроена. Она всегда передает знания, отстающие от современных требований. Но сделать так, чтобы человек получил понимание предмета, его логику, его терминологию, так, чтобы он, вступая в контакт со знанием, понимал это новое знание, это и есть задача образования. То есть главная задача образования – научить человека учиться.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать ректор и педагог?

– Первое – это терпение. Колоссальное. Второе – это понимание того, что у каждого человека есть свой потолок, выше которого он не прыгнет. И третье – это понимание того, что все вокруг личности. Он может быть ниже или выше тебя, но он такой же человек. Если у тебя нет взаимопонимания с ним, то это не его проблема, потому что во взаимопонимании должен быть заинтересован именно ты. Нужно уметь строить отношения.

Как вы считаете, вам это удается?

– Не мне судить. Пытаться я пытаюсь, но как это выглядит со стороны, не могу сказать. Мы всегда о себе думаем лучше, чем мы есть на самом деле. Но есть субъективное, а есть объективное мнение. Самое легкое – это рубить с плеча. Но, как говорил Ленин, шаг вперед – это два шага назад. Сделать два шага назад, поглядеть, что произошло, а потом снова идти вперед – для педагога это важно.

Что, на ваш взгляд, помогает ректору, педагогу избегать ошибок и не рубить с плеча?

– В образовании многие решения принимаются коллегиально. Это процесс, растянутый по времени, и когда некогда важный вопрос выносится на тот же самый ученый совет, оказывается, что время уже прошло. Был период, чтобы остыть, осмыслить и переосмыслить проблему.

Отечественное образование часто оказывается под огнем критики. Есть ли такие вещи, которые вам хотелось бы кардинально поменять в системе образования – неважно, вузовского или школьного? Может, даже с плеча где-то рубануть?

– С плеча в системе образования нельзя рубить по одной простой причине. Результат может сказаться не здесь и сейчас, а практически через поколение. Те изменения, которые сейчас происходят в образовании, проявятся в той или и иной степени через десять-двадцать лет. Уже другое общество будет оценивать, правы ли мы были или нет. В нашей системе образования, конечно, всегда найдется, что поменять, но нам бы, дай бог, поменять что-то в рамках своего учебного заведения. Но менять что-то в образовании на уровне России… Я могу, как Манилов, сесть на балконе в халате, помечтать: «Если бы я был министром…» Только к чему всё это?

Хотя реформировать, безусловно, есть что. И в школьном образовании. И в почти исчезнувшем среднепрофессиональном… Мы с 2000 года повторяли: «Нам нужны рабочие руки!» Но вот выяснилось: мы настолько интегрировались в мировое экономическое пространство, что «у нас», так же как «у них», раз в десять лет случается кризис. И сейчас, когда колледжи, лицеи наконец подготовили рабочих, работы для них нет. Что с выпускниками делать?

А если мы говорим, что Россия стала жить в постиндустриальном обществе (то есть у нас процветают наукоёмкое производство, инновационное развитие, нанотехнологии), то нам вообще нужны другие рабочие. Не те, что окончили ПТУ и колледж, а имеющие более глубокие знания.

Но в целом, я думаю, нынешнее образование соответствует реалиям и потребностям нынешнего времени. И быть другим оно не может.

И все-таки, учитывая тот факт, что к вам сюда приходят абитуриенты после школы, неужели ничего не хотелось бы подкорректировать в школьной программе?

– Преподаватели вузов никогда не были довольны подготовкой в школе. Школа дает общий базовый уровень, а тебе охота, чтобы её выпускник применительно к твоему учебному заведению знал что-то лучше. Но не получается так. Если он учился в специализированной школе – да, уровень соответствует. Если он пришел из общей школы, никогда уровень его знаний соответствовать не будет. Потому что у среднего образования с высшим цели разные. Высшее образование – это конкретная специализация в конкретной области. Сейчас дается узкое профессиональное образование. Мы получаем на выходе специалиста, но не человека.

А главное – это человек?

– Безусловно. Все люди значимые, все люди – личности. Мы вследствие принадлежности к определенным социальным группам мало обращаем внимание на людей из других групп. У нас получается так: отдельно медики, отдельно педагоги, отдельно юристы. У всех свой отдельный мир. Но это всё – горизонтальные уровни. И очень мало возможностей подняться по вертикали. Непрерывное образование может стать тем социальным лифтом, который поможет человеку подняться из одного уровня в другой.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Мужик грозил ножом, женщины кидались с кулаками»: случаи в такси, от которых ни один водитель не застрахован
Наталья
Рекомендуем
Объявления