Не за горами весна. У многих людей март традиционно ассоциируется с наступлением солнечных дней и хорошим настроением. Однако мало кому известно, что именно в марте состоится городской конкурс на право «зачистки» Казани от бродячих животных, которым весна сулит гибель. Ведь третья столица России до сих пор практикует отстрел бездомных собак, в то время как весь мир уже давно борется с популяцией таких бродяг стерилизацией. Как рассказала в интервью корреспонденту 116.ru председатель Общества покровительства животным Марина Москалева, по документам Казань использует именно гуманный способ – стерилизацию животных, однако на деле происходит отстрел и умерщвление их дешевыми ядами.
– Марина, как вы пришли в Общество покровительства животным, что послужило поводом заняться этим?
– Животных я любила всегда. Но когда была молодая, не задумывалась о том, что их убивали, хотя еще в то время у меня была возможность заняться их защитой. Как-то в 1999 или в 2000 году я увидела объявление о том, что у нас в Казани существует Общество покровительства животным и приглашает оно всех желающих. Тогда у них был офис на Гвардейской и председателем общества являлся ныне покойный Молнин Сергей Васильевич. И я поехала туда, начала со всеми знакомиться, узнавать специфику работы. Позже так вышло, что Сергей Васильевич отказался от работы, так как ему стало тяжело этим заниматься. Через какое-то время я стала председателем общества.
– Чем конкретно занимается ваше общество и что входит в ваши обязанности?
– Наше общество занимается защитой животных согласно нашему уставу. Во-первых, мы добивались в свое время открытия пункта передержки, но, к сожалению, открыли только тот самый приют в поселке Мирном, который превратился в настоящий концлагерь. Мы писали письма Минтимеру Шаймиеву, Камилю Исхакову, ходили, требовали, чтобы было выполнено все, что написано в постановлении чиновников Казани. А там все написано очень гладко: говорится о гуманном отношении к животным, о создании приютов, открытии в трехмесячный срок пунктов передержки и стерилизации собак и кошек в каждом районе Казани. Такое поручение было дано еще в марте 2003 года! Если бы все это было выполнено, то к моменту открытия пункта в Мирном не было бы никаких проблем в городе с бродячими животными.
Но чиновникам, видимо, выгодно, чтобы эта проблема существовала. Потому что они получают на их решение бюджетные деньги. Ведь нужно в срочном порядке что-то решать с бегающими стаями бродячих собак, которые могут покусать граждан. Но согласно документам деньги выделяются исключительно на гуманные процедуры – вакцинацию, стерилизацию, лечение и возвращение в прежнюю среду обитания. А на деле происходит поголовное убийство!
– Раз уж речь зашла о приюте для животных в поселке Мирном, вы можете сказать, какова там сейчас обстановка? Поступает очень много сигналов от граждан, что в этом приюте практикуется жестокое обращение с питомцами?
– Во-первых, там просто висит в воздухе такая болезнь, как чума плотоядных. Это уже официально подтвердили ветеринары, поставив соответствующие подписи и печати в документах. Сейчас уже необходимо закрытие этого приюта на длительный срок, поскольку нет смысла проводить санобработку. Да и обработки как таковой фактически не происходит. Местные работники просто поливают хлоркой или «Белизной» помещения закрытого типа. Летом же животные находятся на улице, и они (работники приюта. – Прим. авт.) не занимаются лечением собак ни от каких болезней. Причем это было официально написано на листе, который висел на входе в приют. Теперь этого листа нет, но такой факт точно имел место. Хотя в любых клиниках Казани чума лечится, причем на любой стадии. Это подтвердит любой ветеринар.
– Как вы относитесь к работе службы отлова безнадзорных животных?
– Любой нормальный человек, прочитав устав этой службы, придет в ужас. Потому как в уставе у них значатся такие виды деятельности, как сантехнические и любые строительные работы, рытье траншей и котлованов, прокладка телефонных кабелей, гостиничный бизнес, парикмахерское дело, издательская деятельность, оптовая и розничная торговля. Вы можете себе представить, чтобы такая организация занималась вакцинацией, стерилизацией, лечением собак и кошек? Но в нашей стране такое возможно. Причем они постоянно получают колоссальные бюджетные деньги на это, участвуя в конкурсных муниципальных торгах. В конкурсе участвуют муниципальное учреждение СОБЖ и ООО СОБЖ – две организации с одним названием. В обоих СОБЖах директор – одно и то же лицо. Эти организации занимаются исключительно убийством животных, а тот факт, что они держат собак в приюте, – чистой воды показуха. Но это дает возможность продолжать получать деньги от администрации города.
– Вообще ветеринары утверждают, что стерилизация гуманнее и эффективнее простого отстрела животных...
– Конечно. Неужели нам не стыдно перед всем цивилизованным миром до сих пор заниматься убийством за деньги налогоплательщиков? При том, что половина из них категорически против такого решения проблемы. Поэтому я и являюсь членом Общества покровительства животным, так как не хочу, чтобы на мои деньги занимались отстрелом собак, я хочу, чтобы их стерилизовали. Сейчас, конечно, многие говорят, что это не лучший выход из положения – это нарушение законов природы. Но более благородного решения пока не найдено, и из двух зол мы выбираем меньшее. Это по крайней мере не убийство. Весь мир занимается на сегодняшний день стерилизацией и вакцинацией.
– А в чем преимущество метода?
– Благодаря стерилизации уменьшается поголовье собак, которые, как говорят в администрации города, бегают стаями и кусают людей. Кстати, стерилизованные собаки уже не будут сбиваться в стаи, не будут плодиться. И постепенно, как и в других странах, их численность упадет буквально до единиц. Сейчас в цивилизованных странах вы не увидите ни одной собаки на улице – они все находятся в приютах.
– А в случае стерилизации у собак исключается брачный период?
– Это смотря как выполнить стерилизацию. Если оставить детородные органы, то кобели все равно чувствуют, когда у самки начинается процесс течки, и бегают за ними. Но при этом к воспроизводству потомства они не способны. Это такая щадящая гормональная операция. Если же собаке удалить все половые органы, то происходит гормональный сбой в организме, и в таком случае животное проживет недолго.
– Как проходит сам процесс стерилизации?
– Отловленное животное должно пройти вакцинацию, затем стерилизацию и некоторое время содержаться в приюте, прежде чем его выпустят обратно в его среду обитания. Вообще, если стерилизованное животное находится под опекой, как это написано в регламенте работы СОБЖ, то прежде чем приехать и забрать его куда-либо, они должны найти опекунов собаки и спросить у них разрешение. Кроме того, опекуны должны помочь погрузить животное, так как именно они смогут успокоить собаку, она не будет лаять и дастся в руки. Но, опять же, как написано в регламенте СОБЖ, с опекуном должен быть подписан договор, что работники службы отлова через определенное время вернут собаку на прежнее место обитания стерилизованную, привитую от бешенства и вылеченную от других болезней.
– Что подразумевается под словом «опекуны»? Это те люди, которые прикармливают собак во дворах и около подъездов?
– Правильно, это как раз и называется опекунством. Они ухаживают за животными, и собаки живут несколько лет. На моей практике таких было несколько стай, и жили они около 10 лет, но потом их всех перестреляли. Опекуны сами прикармливают собак, сами же их и стерилизуют. Я сама лично кормила такую стаю. Причем они ни на кого не нападают, потому что сытые. Те собаки, за которыми я ухаживала, никогда не позволяли себе такого. У них был вожак, который следил за порядком, и вели собаки себя спокойно. Если случался приплод, то щенков забирали: кто по своим частным домам развозил, кто на рынок. Часть из них стерилизовали и вылечили на свои деньги, и абсолютно никому не мешали ни собаки, ни кошки.
– Стерилизация дороже отстрела?
– Это выгоднее с точки зрения нецелевого расходования бюджетных денег. Потому как непонятно, куда ежегодно уходят миллионы рублей, ведь животных убивают дешевыми ядами, но проблема при этом не решается. Собаки уничтожаются, и, к сожалению, наше государство слывет оплотом живодерства во всем цивилизованном мире. Притом, если проводить стерилизацию по всем правилам, описанным в регламенте, исключается теневой оборот денег. Собак после стерилизации будут возвращать в их среду обитания, а практически у всех из них в нашем городе есть опекуны.
– По вашему мнению, что сейчас нужно поменять в этой системе?
– В первую очередь, как было записано в постановлении Камиля Исхакова от 10 марта 2003 года, нужно немедленно открыть пункты передержки в каждом районе Казани и начать стерилизацию всех собак, которые находятся во дворах конкретного района. И уже к лету не будет никакой проблемы с ощенившимися собаками.
У нас до сих пор в неизвестном направлении исчезают бюджетные деньги, выделяемые на гуманное обращение с животными. И занимается этим ремеслом организация, которая, судя по ее уставу, вообще не имеет на эту деятельность права.