Эффект разорвавшейся бомбы произвели результаты независимого анализа роста цен на рынке жилищно-коммунальных услуг. Напомним: в декабре 2009 года член рабочей группы по мониторингу состояния реформ в сфере ЖКХ Общественной палаты РТ Асия Садыкова обнародовала данные о том, что действительный рост расходов татарстанцев на оплату ЖКУ составил за последние десять лет 1787 процентов. Чиновники, которые все это время уверяли нас, что тарифы в сфере ЖКХ растут куда более скромно, так ничего по существу и не возразили. Однако простая констатация фактов проблемы не решит, уверена г-жа Садыкова, с которой беседует корреспондент 116metrov.ru.
– Вас не удивляет, что анализ провели вы, представитель общественной организации, а не те, кто отвечает за сферу ЖКХ?
– Нет, не удивляет. Потому что сейчас главным критерием оценки людей и организаций являются только деньги. И перед каждой структурой стоят задачи привлечения средств, извлечения прибыли. Зачем планирующим или регулирующим органам делать то, что для них и так очевидно? Как гласит русская пословица, с миру по нитке – голому рубашка! Вот только, к сожалению, в сфере ЖКХ нитки давно уже превратились в путы, «кандалы» для тех, с кого на эту самую «рубашку» собирают. Посмотрите, даже бизнес взвыл! Поставщики услуг – это ОАО и ООО. Цель их создания – получение прибыли, а не наше с вами удобство. Вот такой «рынок».
– Вы продолжаете отслеживать рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги? На сколько же они действительно повысились с января 2010 года?
– Это легко может подсчитать каждый на основании данных своих счетов-фактур. Достаточно красноречивым является тот факт, что после публикации в вашем издании моих расчетов на меня обрушился шквал звонков в поддержку справедливости поднятого вопроса. Причем звонили даже знакомые, которых никак нельзя назвать социально незащищенной группой населения. По приблизительным прикидкам, которые можно сделать из опроса людей, для каждой семьи дополнительное «изъятие» из семейного бюджета составило от 900 до 1500 рублей. Повышение составило от 20 до 30%. Самое главное то, что сейчас самой обсуждаемой в частных беседах является тема постоянного роста цен. У населения нарастает психологический дискомфорт. Нетрудно догадаться, к чему это может привести.
– Почему же в отчетах и заверениях наших чиновников касательно роста тарифов на ЖКУ стабильно фигурируют показатели гораздо ниже реальных?
– Это объясняется совсем просто. Я подозреваю, что усредненные цифры, которые приводятся в отчетах, получены путем простого арифметического усреднения, что абсолютно безграмотно с точки зрения статистической обработки. Поясню на утрированном примере. У вас зарплата 3000 рублей, а у директора – 300000 рублей. Среднее значение в 151500 рублей не будет соответствовать реалиям. Законы математики и статистики подсказывают: когда разрыв между нижним и верхним пределами зарплаты составляет несколько порядков, оперировать средними цифрами – это обсуждать неизвестно что. А у нас разрывы в доходах именно такие.
Однако важнее другое. Пока мы не начнем задавать правильные вопросы, ситуация в сфере ЖКХ будет развиваться только по сценарию повышения цен, без изменения качества услуг – что, как я уже заметила, пагубно отражается на развитии отрасли и на социальном климате.
– А как, по вашему мнению, надо ставить вопросы?
– Зададим первый вопрос. Это только в Татарстане так или по всей России? Ответ таков: недовольство ростом платы за ЖКУ наблюдается в целом по России. Значит, дело в законодательной базе, в самой системе непорядок.
Второй вопрос. Почему это так? Ответ простой. Направленность законодательной базы такова, что в ней учтены не интересы потребителей услуг, а интересы отрасли. Это прибыль и денежный оборот.
Вопрос третий. Когда мы платим по счетам-фактурам, мы перечисляем средства на вполне конкретные цели. Где система контроля за целевым использованием данных средств? Когда касается бюджетных средств, то Счетная палата следит за целевым использованием средств налогоплательщиков. Но в сфере жилищно-коммунальных услуг такой системы не существует! Это же очень удобно – повысить цену, а прибыль распределить по своему усмотрению!
Вопрос четвертый. Почему система формирования тарифа скрыта? Ответ простой. В тарифе должны быть заложены не только стоимостное выражение услуги и её обслуживания, амортизация, и т.д., но и обязательно инвестиционная составляющая. Если мы заставим поставщика услуг отчитаться по инвестиционной составляющей, то сегодня ему будет нечего сказать, и тариф должен быть снижен.
Вопрос пятый. Кто сегодня сберегает тепло? Ответ: житель, устанавливая новые типы стеклопакетов за свой счет. А что делает поставщик услуг по энергосбережению? Он недопоставляет тепло – элементарным «недотопом», уменьшением диаметра сопл, отапливанием по температурным графикам. И не возвращает плательщику услуг недопоставку. И не надо отсылать потребителей в суды, это аморально, так как таким образом людей отвлекают от работы, отдыха, занятий с детьми!
А кто сберегает электроэнергию установкой счетчиков, заменой ламп на энергосберегающие, наконец, элементарным выключением света? Опять плательщик услуг. Кто снижает потребление воды, используя приборы учета, устанавливая их за свой счет? Всё тот же плательщик услуг.
– Сколько же раз мы оплачиваем инвестиционную составляющую?
– Хороший вопрос. Но почему он адресован мне, а не нашим планирующим и тарифообразующим органам? Пока не будет введена система строгой отчетности по целевому и эффективному использованию средств плательщиков, пока экспертизу, в том числе и общественную, будут проводить заинтересованные лица (физические – в лице руководителей сферы ЖКУ – или юридические, формирующие законодательную базу в этой сфере), целью будет не качественное и адекватное затратам предоставление услуг гражданину, а прибыль, то есть изъятие средств из наших с вами кошельков под любым благовидным предлогом.