Получили права без сдачи экзаменов более 250 автомобилистов из Татарстана и соседних с республикой регионов. Таковы итоги деятельности шайки госавтоинспекторов, несколько лет торговавших водительскими удостоверениями. Дело нечистых на руку сотрудников ГИБДД наконец дошло до суда.
Разоблачить очередных оборотней помог несчастный случай. Для одного из покупателей прав желание побыстрее сесть за руль обернулось автокатастрофой и инвалидностью. По версии следствия, автоинспекторы также за деньги занимались возвратом изъятых прав и восстановлением ПТС без соответствующих процедур. В преступный «Спрут» входили сотрудники ГИБДД и других регионов России, которые вместе с татарстанскими коллегами проворачивали порой замысловатые схемы.
Это громкое дело началось еще в апреле 2007 года. Тогда в управление собственной безопасности МВД Татарстана обратился житель Казани, который и сообщил о фактах продажи водительских прав. Он рассказал, что его сын никогда не учился в автошколе, но сумел купить права. В итоге молодой человек попал в аварию и впоследствии стал инвалидом. Сотрудники УСБ совместно с департаментом собственной безопасности ГУВД по Приволжскому федеральному округу и другими структурами взяли преступную группу в разработку. Как выяснилось позже, в нее входили не только работники ГИБДД Татарстана, «банда в погонах» фактически имела статус межрегиональной.
Весной того же года преступная группа была задержана. Ее членами оказались бывшие и действующие сотрудники МВД Татарстана, Кировской области, Чувашии, а также ряд гражданских лиц. Среди них начальник РЭО ГИБДД Вятско-Полянского ГРОВД Кировской области, начальник Вятско-Полянского городского профессионального спортивного клуба ОСТО, государственный инспектор МЭО ГИБДД по городу Канаш Республики Чувашии, начальник Канашской автошколы. Организатором всей группы был казанец, ранее работавший в автоинспекции. Далее выяснились и подробности их незаконной деятельности.
Члены группы помогали людям без прохождения обучения в автошколе получать права. Также через этих сотрудников возможно было восстановить ПТС без участия владельца автомобиля и запроса на завод-изготовитель. А водители, чьи права отобрали за пьянство за рулем, могли рассчитывать на скорый их возврат. Цены на услуги сотрудников ГИБДД начинались от 30 тысяч рублей и выше.
В клиентской базе задержанных оказались в основном жители Татарстана. Иногда сотрудники ГИБДД проворачивали целые схемы, чтобы «провести» своих покупателей. Так, будущие водители передавали свои паспорта, медицинские справки о состоянии здоровья, копию ИНН и требуемую сумму денег. Затем клиентов даже временно прописывали в Кировской области, чтобы они могли получить водительские удостоверения в ГИБДД Вятско-Полянского ГРОВД Кировской области.
Всего по этому делу было задержано семь человек, из которых четверым были предъявлены обвинения по статьям «Дача взятки должностному лицу» и «Получение взятки должностным лицом». Также в МВД отметили, что водителям, купившим права, не удастся выйти сухими из воды. Во время обысков были изъяты документы, по которым был составлен список клиентов. Так что им теперь также грозит уголовная ответственность за дачу взятки. Однако МВД обещает амнистию тем, кто придет с повинной. Добровольно сообщившие о своей покупке могут быть освобождены от уголовной ответственности.
По мнению автоюриста, председателя женского автоклуба «Авт-Эль» Татьяны Кулагиной, у таких людей просто нет выбора.
«Так как этим вопросом занимается силовая структура, обладателей покупных прав рано или поздно найдут. Их просто возьмут в разработку. Этих людей также попросят объяснить и предъявить доказательства, кто их обучал и где. Ведь правила можно выучить самому, а вот обучиться вождению – нет. Так что поиск покупателей прав – это вопрос времени, – говорит автоюрист. – А вообще, подобные действия с регистрационными документами, покупка и продажа водительских прав – это просто нонсенс, такого быть не должно».
По словам Татьяны Кулагиной, в данном случае преступниками можно считать обе стороны – и тех, кто продавал права, и тех, кто сел за руль, не пройдя обучения в автошколе.
«Но в большей степени преступником является должностное лицо, ведь именно этот человек должен следить за порядком, а не нарушать его. Желающих купить права всегда будет более чем достаточно, – продолжает автоюрист. – Но сотрудник ГИБДД, который идет на это, – преступник вдвойне. Он наносит ущерб и государству, и всех автомобилистов при этом ставит под удар. Хотя наказание все же должны нести обе стороны. А с такими сотрудниками автоинспекции нужно расставаться».
Сейчас по дорогам по-прежнему колесит около 200 водителей, которые даже не проходили обучения в автошколе. Следовательно, остается только догадываться о знаниях такими автомобилистами правил дорожного движения.
Фото: Фото Андрея ГРИГОРЬЕВА