Во второе воскресенье февраля Россия традиционно отмечает День Аэрофлота и День рождения гражданской авиации в нашей стране. В этом году праздник выпал на 14 февраля. День Аэрофлота был установлен указом Президиума Верховного Совета СССР еще в 1979 году. С тех пор многое изменилось, и гражданская авиация сделала огромный скачок вперед, авиаперелеты стали для многих привычным делом. Теперь наступила новая эра – эра совершенствования услуг и повышения качества авиаперевозок. В преддверии праздника корреспондент 116.ru побеседовал с генеральным директором ОАО «Международный аэропорт “Казань”» Алексеем Старостиным, который рассказал о перспективах развития казанской воздушной гавани к Универсиаде-2013, итогах пережитого кризисного 2009 года и о том, как будет решаться проблема транспортного взаимодействия аэропорта с Казанью.
– С какими сложностями пришлось столкнуться, когда вы пришли на должность генерального директора? Или никакие проблемы для вас не стали неожиданностью, поскольку работаете в аэропорту Казань с 1998 года?
– Оказавшись в кресле генерального директора, я понял, что такое настоящая ответственность. Будучи заместителем, я всегда мог предложить варианты решения проблемы, но сейчас я несу ответственность за конечный результат принятых решений.
Я был назначен директором в июне 2008 года, когда зарождался экономический кризис, и время адаптации было минимальным. Необходимо было оперативно и, самое главное, верно принимать управленческие решения.
А то, что я начинал работу в аэропорту простым специалистом, сейчас помогает мне. Я знаю, на что способен тот или иной человек.
– Сейчас можно подвести маленький итог: как аэропорт Казань пережил кризисный период 2009 года?
– Кризис привел к падению рынка авиаперевозок во всем мире. Это было сложно во всех отношениях. И показатели казанского аэропорта за 2009 год не исключение. Впервые за восемь лет пассажиропоток начал снижаться – в среднем на 20% ежемесячно. Основными причинами отрицательных показателей стали общее снижение платежеспособности населения, спад деловой активности и сокращение спроса на туристических рынках.
В результате сложившейся ситуации прекратила полеты из казанского аэропорта «КД авиа», ряд авиакомпаний сократили частоту выполнения своих рейсов. Но нестабильность на рынке не помешала аэропорту продолжать работу по расширению географии полетов и привлечению новых авиакомпаний. Авиакомпания «Татарстан» начала выполнение прямого регулярного рейса из Казани в Тель-Авив.
Еще два авиаперевозчика появились на московском направлении: это одна из крупнейших авиакомпаний России «Трансаэро» и бюджетная «Авианова». Авиакомпания «ЮТэйр» в дополнение к утреннему рейсу в Москву открыла еще и вечерний. Таким образом, на сегодняшний день в Москву выполняются до девяти вылетов в день.
Авиакомпания «Ижавиа» открыла новый еженедельный рейс по маршруту Ижевск – Казань – Минеральные Воды.
Предпринятые усилия по поддержанию объемов авиаперевозок и постепенное улучшение экономической ситуации в целом дали свои плоды. В октябре впервые за 2009 год был зафиксирован рост пассажиропотока как на внутренних, так и на международных направлениях, что позволило впредь надеяться на положительную динамику.
– А каковы конкретные цифры?
– За 2009 год аэропорт обслужил на 10% меньше пассажиров, чем в 2008 году. Честно говоря, в начале года настраивались на более пессимистичный результат: прогнозировали двадцатипроцентное падение пассажиропотока. Хотел бы отметить положительные данные по грузообороту: показатель минувшего года превышен на 7%.
Мы разработали эффективную программу по сокращению издержек, которая позволила не привлекать кредиты и завершить год с прибылью. Даже в кризис мы сохранили действующую на предприятии социальную программу, не задерживали людям зарплату.
Таким образом, совместные решительные действия с авиакомпаниями-партнерами, разработанная и успешно реализованная антикризисная программа позволили нам завершить год с положительным результатом.
– Алексей Александрович, в прошлом интервью нашему порталу вы сообщили, что осенью 2009 года начнутся работы по реконструкции аэропорта к предстоящей Универсиаде-2013. Как на сегодняшний день с этим обстоят дела? Есть ли сложности?
– На сегодняшний день ведется работа по забивке свай, и большая часть уже выполнена. Также идет подготовка к устройству ростверков – верхней части фундамента.
Предварительные расчеты по завершению строительства Терминала-1А – весна 2011 года. Очень важны именно подготовительные работы. На строительство же здания необходимо 12 месяцев. Около шести месяцев потребуется для проведения пуско-наладочных работ, а также для тестирования оборудования и на подготовку персонала.
Сложности есть в любом деле. Но все вопросы мы оперативно решаем в рабочем порядке.
– Какова ваша политика привлечения в аэропорт Казань новых авиаперевозчиков, есть ли особые принципы в работе?
– Основной принцип в нашей работе с авиакомпаниями – это политика открытого неба, то есть предоставление всем авиакомпаниям равных возможностей. При этом мы соблюдаем интересы и возможности нашего базового авиаперевозчика – авиакомпании «Татарстан», которая выполняет треть рейсов из нашего аэропорта. Мы проводим единую тарифную политику и обеспечиваем свободный доступ к информации об услугах, тарифах и сборах аэропорта. Но в то же время к работе с каждой авиакомпанией у нас индивидуальный подход.
– Одним из проблемных вопросов на сегодняшний день остается вопрос транспортной доступности аэропорта. Проложен единственный автобусный маршрут, но и его работа по вечерам оставляет желать лучшего. Цены на услуги таксистов и частных извозчиков с трудом можно назвать демократичными. Будет ли как-то решаться эта проблема, и как сейчас аэропорт вписывается в транспортную инфраструктуру Казани?
– Действительно, вопрос транспортного сообщения аэропорта с городом очень актуальный и наболевший. В планах по данному вопросу, во-первых, увеличение количества маршрутных автобусов, во-вторых, разработка расписания их движения – для удобства пассажиров в соответствии с расписанием рейсов. В-третьих, ведутся переговоры по организации сообщения с городом с помощью железной дороги. Это обеспечит интермодальную функциональность системы аэропорта, быстрый и комфортный трансфер пассажиров.
– Каков сейчас пассажиропоток в международном аэропорту Казань, и как он изменится после окончания работ по реконструкции аэропорта?
– За 2009 год услугами международного аэропорта Казань воспользовались 675,7 тыс. пассажиров, что на 10,1% меньше аналогичного периода 2008 года. Перевозки на международных воздушных линиях в 2009 г. сократились на 1,6%, до 310,1 тыс. пассажиров, на внутренних – на 16,2%, до 365,6 тыс. пассажиров.
Что касается предполагаемых объемов пассажиропотока после реконструкции и строительства нового терминала, то общая пропускная способность аэропорта будет составлять около 1 200 000 человек в год. Общая пропускная способность в час – 600 человек: 300 пассажиров в час на внутренних линиях и 300 пассажиров в час на международных.
– В работе казанского аэропорта используется опыт других аэропортов России, мира?
– Не надо изобретать велосипед. Конечно, мы в свой работе анализируем и используем опыт коллег, стремимся работать по международным стандартам ИКАО – Международной организации гражданской авиации, которая устанавливает международные нормы гражданской авиации и содействует ее развитию с целью повышения безопасности и эффективности.
В завершение нашей беседы хотел бы поздравить всех коллег с Днем гражданской авиации России. Гражданская авиация занимает значительное место в транспортном комплексе страны. Высокий уровень дисциплины, профессионализм, ответственность авиаторов, их преданность своему делу всегда были основой для выполнения поставленных перед ними задач, преодоления трудностей и сохранения традиций отечественной гражданской авиации.
Желаю всем работникам авиационной отрасли крепкого здоровья, спокойствия и благополучия в доме, новых трудовых успехов! Пусть воплотятся в жизнь ваши надежды и намеченные планы!