С тех пор как в 2007 году были приняты поправки в законодательство об образовании РФ, споры вокруг отмены нацкомпоненты не утихают и по сей день. Напомним, что согласно поправкам с января 2009 года на всей территории России введен единый образовательный стандарт. При этом российские регионы потеряли право участвовать в составлении учебно-образовательных планов для школ и вузов. Большинство этнических республик расценило это как лишение возможности изучать родной язык, историю своего народа, его культуру и обычаи. Флагманом в борьбе за сохранение национальной составляющей в образовании стал Татарстан. Еще в ноябре прошлого года этот вопрос горячо обсуждался в Госсовете РТ с участием министра образования РФ Андрея Фурсенко, президента РТ Минтимера Шаймиева и представителей всех нацрегионов. Тогда глава минобра заявил, что проблема будет решаться.
В Татарстане решили не ждать милости свыше и открыть свой фронт борьбы. Планируется, что в комитет по защите прав татарского народа войдут представители большинства татарских общественных организаций, политические деятели, работники сферы образования, науки и культуры, лидеры общественного движения.
Как рассказала 116.ru координатор движения «Узебез» Римма Бикмухамметова, одной из главных целей создания комитета является борьба за получение образования на родном языке и помощь татарам, живущим за пределами республики.
«Все предпринимаемые нами действия пока безуспешны. Во всех инстанциях наши протесты отклоняются, хотя в Татарстане нам пообещали, что образование на родном языке останется, — говорит Римма Бикмухамметова. — Кроме того, большая часть татарского населения живет в других регионах страны. Мы хотим, чтобы они и там имели возможность учиться на своем языке. Закон этого не позволяет сделать. Однако в конституции Татарстана прописано, что республика имеет право помогать татарам за пределами субъекта. Нужно сделать так, чтобы юристы добились возобновления образования на татарском. И это проблема всего нерусского населения России».
Также, по словам собеседника, инициативная группа направила письмо Дмитрию Медведеву о пересмотре «пресловутого закона». А в Интернете был создан сайт, на котором ведется сбор голосов за отмену поправок.
«Нам бы хотелось, чтобы этой проблемой занимались все национальные республики. Нужно отстаивать свои интересы на государственном уровне и действовать сообща», — заключила Римма Бикмухамметова.
На сегодняшний день минобразования по новым стандартам разрешило обучение родному языку до четвертого класса включительно. Однако, по мнению многих, это не решает проблемы и даже, напротив, усугубляет ее.
По мнению известного татарского публициста и общественного деятеля Фандаса Сафиуллина, ограничение изучения языка четырьмя классами вводит категорию неполноценных народов российского общества.
«Почему один народ имеет право изучать культуру и литературу на родном языке до окончания школы, а культура других народов ограничена планкой в четыре класса? Это означает неравноценность народов, нарушение конституционного принципа равноправия, — говорит публицист в интервью 116.ru. — Без отмены самого закона другие вопросы ставить принципиально невозможно. А проведение ЕГЭ только на русском языке — это вообще смертный приговор национальным школам. Этот закон по своей сути вбивает клин в единство народов России».
Кстати, проведение ЕГЭ только на русском языке спровоцировало даже судебный иск. Напомним, только в июле этого года Верховный суд РФ отказал жительнице Казани Аиде Камаловой, которая просила разрешить сдачу единого госэкзамена на татарском языке. Сегодня директор казанской татарской гимназии №2 Камария Хамидуллина, которая выступает в поддержку Камаловой, сообщила корреспонденту 116.ru, что на этом дело не кончилось.
«Сейчас эти родители, насколько мне известно, подали жалобу в Страсбургский суд. Дата рассмотрения еще не назначена», — сказала Камария Хамидуллина.
По мнению академика Российской академии политнаук Владимира Беляева, вся проблема исходит из того, что у федеральных властей нет четкой национальной политики.
«И виновата в этом Москва, — говорит академик. — Вопрос не отрегулирован, он ведь касается внутренних дел субъекта и должен решаться на региональном уровне. Хотя живущим здесь никто не запрещает вести обучение на родном языке. Просто никто толком не разъяснил закон. А вообще, любой малый народ всегда более уязвим».
На момент подготовки материала заседание круглого стола еще продолжалось. О том, какие конкретные задачи были поставлены комитету по защите прав татарского народа, кто в него вошел и какую резолюцию приняли собравшиеся, 116.ru обязательно сообщит.
Фото: Фото с сайта Rusrep.ru