Смерть караульного Александра Бербина, охранявшего пороховой завод, не была суицидом. К такому выводу пришли военные следователи, которые трижды до этого выносили отказ в возбуждении уголовного дела. В деле уже есть и подозреваемый – прапорщик части Анатолий Федотов. Мать погибшего Саши Бербина уверена: ее сына убили как минимум двое.
Напомним, ЧП произошло 12 июня этого года. В 10 часов рядовой Бербин заступил на пост, а меньше чем через час помощник коменданта (комендатуры войсковой части) обнаружил труп Саши, рядом же лежал автомат Калашникова. Согласно акту судебно-медицинского исследования причиной смерти стало огнестрельное ранение головы с повреждением вещества головного мозга.
На пороховом заводе Саша Бербин прослужил контрактником всего два с половиной месяца после возвращения из армии.
По итогам проверки спустя месяц военные следователи вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. По версии следователей, Бербин выстрелил себе в рот из автомата Калашникова. Версия о суициде сразу была основной.
Военные следователи установили, что Александр «до заступления на боевое дежурство был осмотрен врачом-специалистом и допущен к его несению». В 10:33 рядовой Бербин доложил, что «на охраняемом посту происшествий не случилось». Что могло произойти за 20 минут?
Опрошенные в ходе проверки сослуживцы погибшего, командир роты и командир войсковой части не нашли причин, которые могли бы толкнуть молодого жизнерадостного человека на самоубийство. Они сообщили, что «в коллективе Александр пользовался авторитетом, за непродолжительный период службы он зарекомендовал себя с положительной стороны – как исполнительный, дисциплинированный и ответственный военнослужащий».
Мама рядового и его девушка Лена сразу же заявили, что Сашу убили. Потому что никаких причин уходить из жизни у солдата, прошедшего через тяготы срочной армейской службы, не было. Парень никогда не состоял на учете у психиатра и нарколога, наркотики не употреблял, болезненной тяги к спиртному у него не было. Долгов Александр также не имел. Более того, в конце лета он собирался жениться. Как рассказывала девушка погибшего, разговаривавшая с Бербиным накануне трагедии, на выходные Саша должен был прийти к ней в гости «на пироги».
Как сообщил 116.ru начальник отдела общественных расследований Казанского правозащитного центра Андрей Сучков, представляющий интересы семьи Бербиных, изначально было очевидно, что это не самоубийство. Уж слишком много в деле было нестыковок, на которые следствие не давало ответы.
«Эксперты зафиксировали у Бербина множественные телесные повреждения «прижизненного характера», в том числе с правой и с левой стороны лица, – отмечает Андрей Сучков. – Однако следователь утверждал, что ссадины получены «в результате падения с высоты собственного роста после выстрела в рот». В деле имеется еще ряд нестыковок, на которые мы указали следствию».
Тем не менее трижды следователи выносили отказ в возбуждении уголовного дела и трижды мать Саши Светлана Никаноровна подавала жалобу в суд. И, как это часто бывает, накануне рассмотрения дела в суде постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменялось.
И вот сегодня стало известно, что расследование этого инцидента все-таки начато. Более того, появился и первый подозреваемый – прапорщик той же военной части Анатолий Федотов. Ему вменяется превышение должностных полномочий с применением насилия и тяжких последствий (п.п. «а», «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ).
В военно-следственном отделе по Казанскому гарнизону были скупы на комментарии.
«Действительно, возбуждено уголовное дело, пока в деле фигурирует один подозреваемый, – подтвердил корреспонденту 116.ru руководитель военно-следственного отдела СК при прокуратуре РФ следственного управления по Приволжско-Уральскому военному округу полковник юстиции Ирек Ибрагимов. – Он сейчас находится под следствием. Могу сказать, что произошло это не на посту».
Отвечать на вопрос, почему уголовное дело было наконец возбуждено после трех отказов, г-н Ибрагимов не стал, пояснив, что «это сложный вопрос» для телефонного разговора.
Мама же Александра Бербина уверена, что сына убивали как минимум двое, так как Саша был физически крепким молодым парнем и мог постоять за себя.
«Я не знаю, за что могли убить сына, пока есть только догадки, – говорит Светлана Никаноровна. – Например, что он мог что-то увидеть или узнать, что знать не положено. По слухам, была пьянка, а он в шутку сказал что-то. Ведь просто так не убивают».
Пытаясь получить хоть какую-то информацию о гибели сына, родственники обратились к экстрасенсам. Со слов матери, гадалки описали двух молодых людей.
Удивительно, что на таком режимном объекте, как Казанский пороховой завод, не было камер видеонаблюдения, которые сейчас имеются почти у каждой забегаловки. Получается, было что скрывать, задаются вопросом родственники.
В любом случае на все эти вопросы еще предстоит ответить следствию. Завтра Светлана Бербина вновь посетит военных следователей для ознакомления с постановлением о возбуждении уголовного дела и признания потерпевшей по делу.
Фото: Фото предоставлено Казанским правозащитным центром