Какой будет наступающая зима, пожалуй, с точностью не смогут предсказать даже синоптики. Погода не перестает нас удивлять, настоящие морозы зимой все чаще становятся редкостью. Но тем не менее люди не спешат совсем отказываться от теплых шуб. Только как сделать правильный выбор, чтобы недешевая покупка «не вышла из строя» уже через полгода эксплуатации? Своими познаниями в этой области с читателями 116.ru поделился генеральный директор старейшего в Татарстане мехового предприятия ОАО «Мелита» Раис Гумеров.
– Раис Хафизович, что страшнее для меховщиков: кризис или теплая зима?
– Теплая зима также страшна, как и кризис, но влияние последнего более долговременное. Кризис у меховщиков начался три года назад, потому что три последние зимы были очень теплые. Человек парадоксально устроен: если сегодня температура минус 10°C, то продажи, скажем, будут на два миллиона. Но если столбик термометра поднимается до нуля градусов, то продажи упадут до 500 тысяч, как будто зимы и не будет. Холодная погода – это главный стимул для продаж. Чтобы пережить теплые зимы, мы создали межсезонный модельный ряд, к примеру, из овчины низкой стрижки (5мм). Такие изделия смотрятся, как платья.
– Каково сегодня состояние меховой отрасли в России?
– Меховая отрасль в России переживает острый кризис: за первое полугодие 2009 года снижено производство пальто из натурального меха на 50,5%, крытых меховых изделий на 70%, детских шубок на 84%. Это по сравнению с прошлым годом.
– В Казань немало меховых изделий поставляют из Турции и Китая. Какого качества эта продукция? Ведь мех норки, к примеру, выращенной в Китае, будет существенно отличаться от нашей?
– В Казани, как и по всей России, на рынках и в меховых магазинах доминирует продукция из Китая и Турции. Большей частью это контрабанда. Диапазон качества достаточно широкий: от вполне приличных изделий до откровенной халтуры. Конечно, норка, выращенная в Китае, значительно уступает по качеству российской или скандинавской, прежде всего по опушенности. На качество шкур влияют погодный фактор и питание. В основе питания зверьков должны быть: рыба, мясо, витамины, раньше в наших зверсовхозах еще давали шоколад. Климатический фактор влияет на то, будет шкура полновесной и опушенной или нет. Если зверек вырос в теплом климате и плюс к этому его кормят не рыбой, а соей, как это делают в Китае, то шкура будет легкой и «пустой». Китайская норка в большинстве своем некачественная. Она, конечно, дешевая, но при этом и недолговечная – изделия служат только один сезон.
– Как сделать потребителю правильный выбор мехового изделия?
– Есть общепринятые нормы качества мехового изделия: мех должен быть блестящий, кожевая ткань пластичной. Но все это не является гарантией долгой жизни шубы: скрытые дефекты выделки шкур могут привести к выпадению волоса или разрыву кожевой ткани уже через полгода. Никто не покупает на базаре телевизор, произведенный неизвестно кем. Современное меховое изделие – такая же технически сложная вещь, как телевизор, поэтому покупать ее нужно у надежного продавца и производителя.
– Часто ли люди готовят «сани летом» или ждут, когда стукнут морозы?
– Четверть покупателей меховых изделий готовят «сани летом»: первая волна продаж приходится на июль-август. Затем в сентябре идет спад, а основной сезон продаж начинается с наступлением холодов. Мужчины покупают изделия, как правило, после первых морозов.
– Люди во время кризиса не отдают предпочтение пуховикам?
– Пуховикам предпочтение отдает молодежь. Причем так было и задолго до кризиса. Взрослые и более практичные люди предпочитают натуральный мех: он долговечнее, экологичнее, да и по цене сопоставим с пуховиками. На меховой ярмарке в ДК Меховщиков цена изделий начинается от двух-трех тысяч рублей.
– Какие антикризисные меры приняли на предприятии?
– Была принята большая антикризисная программа, включающая десятки мероприятий по экономии всех видов ресурсов. Сократили и объемы производства. Держимся на плаву за счет качества изделий и высокой репутации у покупателей. По многим видам изделий (из бобра, облагороженной овчины) мы являемся общепризнанными мировыми лидерами.
– Шкуры сейчас дешевеют?
– Шкуры дешевеют, но дорожает их выделка: за счет роста тарифов на энергетические ресурсы, а выделка очень энергоемкая. Плюс на цену влияет значительное удорожание химматериалов (практически полностью импортных).
– Цены на меховые изделия изменились?
– В октябре этого года средние цены на меховые изделия в наших салонах были на десять процентов ниже, чем в октябре прошлого года.
– Как изменился спрос? Дорогие шубы люди покупают?
– Спрос упал вдвое. Больше всего сократился спрос в среднем ценовом сегменте: изделия стоимостью от 30 до 100 тысяч. Дешевый товар стал пользоваться большей популярностью, а на дорогие изделия, которые являются предметами роскоши, кризис мало влияет. Есть изделия, которые стоят 200-300 тысяч рублей и выше. На них спрос достаточно стабильный.
– Изделия экспортируете?
– Не экспортируем массово уже около десяти лет. Россия сейчас – основной рынок реализации меховых изделий со всего мира. Эпизодические продажи изделий за рубеж имеют место, в частности в Швейцарию и Англию.
– В каких регионах вы представлены? Планируете ли расширение?
– Представлены в Казани, Набережных Челнах, Москве, Пензе, Чебоксарах, Ухте, Иваново, Ульяновске, Стерлитамаке, Уфе, Новосибирске, Томске, Новокузнецке, Барнауле, Хабаровске, Благовещенске, Владивостоке, Саранске, Челябинске, Тюмени, Балаково. Планируем не расширение, а более основательное присутствие в перспективных городах: Москва, Уфа, Тюмень.
– Что изменилось в технологии выделки шкур и пошива изделий?
– Технология выделки меняется постоянно. Мы сотрудничаем с различными зарубежными химическими фирмами. Очень сильная лаборатория есть на предприятии. Шуба – вещь технически сложная, как я уже говорил, не менее сложная, чем телевизор. Потому что в процессе выделки используются не меньше сотни технологических операций. В том числе и высокие технологии. Например, при выделке пушнины у нас используется плазменная методика: шкура в состоянии низкой температуры обрабатывается плазмой, в результате чего волос и кожевая ткань приобретают совершенно новые качества, мех становится тоньше и прочнее. За новые технологии мы в 2005 году получили премию правительства России в области науки и техники.
– Много новых моделей появятся в этом сезоне? Чем нынешняя коллекция будет отличаться от предыдущих?
– Ежегодно внедряется более 200 новых моделей. Изделия становятся все более облегченными. Пальто из овчины-люкс весит 1,5-2 килограмма, а не 7, как 15 лет назад. Люди, по сути, раньше грелись не столько от шкуры, сколько от тяжести, которую на себе носили. В отделках сейчас все меньше используются песец и лиса, больше норка. В моду вошли меховые жилеты разных фасонов.
– Кто придумывает модели?
– Модели придумывают свои модельеры, неоднократно побеждавшие на различных российских и международных конкурсах. Работаем и с Ириной Крутиковой – модельером №1 в области меха в России.
– Кто из известных людей носит изделия от «Мелиты»?
Да многие. Редко бывает, чтобы актеры приехали в Казань и не пришли к нам. Среди громких имен могу назвать Оксану Федорову, Татьяну Нафку, Романа Костомарова, Ирину Слуцкую. Наина Иосифовна к нам приезжала и покупала много изделий для своих близких. Борис Николаевич носил наши головные уборы.