Термин «качество» может стать одним из краеугольных камней закона «О конкуренции в РТ», проект которого сейчас готовится в татарстанском правительстве. На это рассчитывают специалисты ФГУ «Татарстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации» (ФГУ «Тест-Татарстан»). Новый правовой акт должен стать важной вехой в реализации готовящейся сейчас масштабной программы повышения конкурентоспособности выпускаемой республикой продукции. Ведь в конечном счете, уверен директор центра Валерий Гогин, именно качество является базовым фактором повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.
– Валерий Алексеевич, Казань сейчас готовится к встрече очередных гостей – участников Всероссийского форума по качеству, который пройдет в городе с 18 по 20 ноября. Как вы думаете, почему местом проведения масштабного мероприятия выбрана именно татарстанская столица?
– Я думаю, это неслучайно. Казань была выбрана местом проведения на прошлогоднем форуме в Липецке, где председатель Геннадий Воронин вручил первому вице-премьеру Республики Татарстан Борису Павлову символическое переходящее знамя общества. Это знамя сегодня находится в республике – как символ доверия к Татарстану в области качества.
Так что республика, на мой взгляд, вполне заслуженно принимает гостей со всей страны. На протяжении пяти последних лет Татарстан удерживает лидирующие позиции в конкурсе «100 лучших товаров России». В прошлом году мы заняли второе место по стране, в позапрошлом году – первое. Если же подводить совокупные итоги за последние пять лет, мы, несомненно, окажемся на первом месте – и по числу участников, и по количеству наград. Официальные итоги этого года еще не оглашены. Но мы, судя по всему, снова окажемся лидерами.
– На ваш взгляд, что помогло Татарстану достичь таких успехов?
– Этому способствует неформальный подход на всех уровнях – начиная Минпромторгом РТ и заканчивая участвующими в конкурсе предприятиями – хотя во многих российских регионах участие в конкурсе сводится к чисто документарному подведению итогов. На мой взгляд, мы находимся в очень выигрышном положении еще и потому, что проводим перед всероссийским этапом конкурс «Лучшие товары Республики Татарстан». Кстати, на продукцию, маркированную логотипом регионального конкурса, уже обращает серьёзное внимание торговля. И акция «Покупай татарстанское» выросла, по сути, из нашего регионального конкурса.
– Значит, конкурс можно расценивать как хорошую стартовую площадку?
– Несомненно! Я бы даже сравнил его с программой «Минута славы». Где еще производитель может проявить себя настолько ярко? Где еще он может заявиться публично на рынке? Даже если он выставит свою продукцию в одном-двух магазинах, многие ли о нём узнают? А после конкурса о его продукции начинают говорить.
У нас есть в Чистополе завод «Бетар», выпускающий приборы учёта. Сам директор признаёт, что его наступление на рынке началось с конкурса «Сто лучших товаров России». С того момента его продукцию стали узнавать. А сейчас у завода уже развитая дистрибьюторская сеть в Монголии, он работает с Казахстаном, с Прибалтикой…
– А есть ли шансы у предприятий случайных, не обеспечивающих качества своей продукции, стать участниками конкурса?
– Участвовать в конкурсе могут все. Другой вопрос, станут ли они победителями.
Допустив предприятие к соревнованиям, мы в период рассмотрения конкурсной документации делаем запрос во все контролирующие органы. Были ли претензии и жалобы? На что именно? И если у нас какой-то товар становится лауреатом или дипломантом, то это означает, что на него собрано целое досье. В нем учитывается действительно всё, в том числе отрицательные отзывы потребителей.
И были случаи, когда подобные обстоятельства не давали предприятиям становиться лауреатами конкурса.
– Тем не менее среди обывателей достаточно распространено мнение, что качество продукции для конкурса – одно, а для повседневной торговли – уже совсем другое…
– Конечно, любой хозяин старается на конкурс выставить самое лучшее. Однако не стоит забывать: за повседневную продукцию покупатель голосует рублем, и сегодня, когда в магазинах есть из чего выбрать, этот голос, пожалуй, самый важный. У Казанского молочного комбината, например, товар сегодня не залеживается – и это при жесточайшей конкуренции на молочном рынке!
Давайте реально посмотрим на вещи. Еще пять-семь лет назад серьезной критике подвергалась хлебопекарная промышленность республики. Дело доходило даже до очень нелицеприятных высказываний в адрес хлебопеков со стороны президента республики.
Но сегодня, думаю, ни у кого уже язык не повернётся ругать продукцию булочно-кондитерского комбината, третьего хлебозавода в Казани, челнинского хлебобулочного комбината. Но подход к делу поменяли не только предприятия. Сельчане научились выращивать пшеницу, идеально подходящую для хлебопечения. И вот теперь этот коллективный труд отмечается и наградами на всевозможных конкурсах, и деньгами простых татарстанских покупателей.
Кстати, практически все хлебозаводы – активные участники программы «Сто лучших товаров». И, кроме того, они очень активно работают с органами по сертификации, видя в них не нахлебников, а партнеров. Хлебопеки первыми в республике взялись за внедрение системы ХАССП. У нас эта система пока еще носит добровольный характер, а на Западе она жизненно необходима предприятиям – без соответствия ей товар просто не попадет на полки солидных магазинов. Потому что внедрение системы ХАССП позволяет, во-первых, выпускать гарантированно безопасную продукцию, а во-вторых, положительно влияет на качество.
– Вырисовывается почти идеальная картина…
– Мы действительно горды своей республикой. Но, не буду скрывать, еще есть над чем работать. Главная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что, к сожалению, у нас в стране нет внятной государственной политики по проблемам качества. Республика выполнила предыдущую программу по качеству и чего-то достигла, но разработка и принятие новой программы застопорились.
Сегодня готовится масштабная программа повышения конкурентоспособности татарстанской продукции. Мы надеемся, что подготовленные ФГУ «Тест-Татарстан» предложения по качеству лягут в основу отдельного раздела программы. Ибо качество – это базовый фактор повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Понятно, что есть еще и цена, и дизайн, и удовлетворенность потребности. Но в какую бы красивую обертку ни упаковали товар, потребитель все равно будет исходить из того, хорош он или плох.
Алексей ГРИНЬКО