Ежегодно 9 октября во всем мире отмечается Всемирный день почты, которая существует уже две тысячи лет. С появлением гонцов, передающих письменные послания, в разных уголках планеты люди стали строить специальные станции, где курьеры могли отдохнуть и сменить лошадей. Вместе с развитием человечества эволюционировала и почта. Сегодня это четко налаженная система, охватившая весь мир. О последних достижениях и изменениях в этой сфере и.о. руководителя управления «Татарстан почтасы» Регина Кузнецова знает не понаслышке. Она проработала в этой области более 20 лет.
– Регина Викторовна, расскажите, какой становится почта в век информационных технологий? Интернет – серьезный конкурент?
– На сегодняшний день интернет-ресурсы просто жизненно необходимы для работы. У нас есть почтово-банковские комплексы, работа которых невозможна без Всемирной паутины, мы реализуем в режиме онлайн билеты на поезда и самолеты, а также на всевозможные зрелищные мероприятия. Представьте, вы живете в Сабах и вам нужно куда-то поехать на поезде. Железнодорожной кассы в Сабинском районе нет. Сегодня для того чтобы купить билеты, не обязательно ехать в Казань. Этот вопрос с легкостью можно решить, воспользовавшись Интернетом. Интернет и почта – на сегодняшний день понятия взаимосвязанные и взаимоувязанные. Интернет помогает нам предоставлять более широкий спектр услуг.
– Так сложилось, что почтальон в представлении многих – это пожилой человек с толстой сумкой на ремне. Образ почтальона в XXI веке как-то изменился?
– Почтальоны – это та последняя миля, которая на почте не изменилась. Особенно в сельской местности. Если в городе это особо не чувствуется, так как мы все находимся на работе, когда по нашим квартирам разносится корреспонденция, то в сельской местности все иначе. Там почтальон – это человек, с которым постоянно общаются. У нас есть населенные пункты, состоящие из 10-15 домов. Почтальонам порой, чтобы доставить почту, приходится проделывать огромный путь. Чтобы облегчить их учесть, в этом году тех из них, у кого ежедневные маршруты составляют более 8 км, мы оснастили велосипедами – к багажникам приделали корзинки, в которых они возят корреспонденцию. Думаю, и в XXII, и в XXIII веке, если будет почта, почтальон обязательно останется.
– Люди сегодня письма пишут?
– Пишут. Я не скажу, что объем уменьшается, но это в основном деловая корреспонденция. Большой пласт, который пересылает и обрабатывает почтовая связь, – рассылка Пенсионного фонда РФ и налоговой инспекции. Что касается населения, студенты у нас в любом случае остались, которые пишут письма своим родителям. Так же старшему поколению привычнее и гораздо приятнее общаться посредством писем.
– Стала ли доставка более скорой?
– Если мы говорим о категории ускоренной почты, она, естественно, перевозится авиатранспортом. Но если речь идет о наземной почте, она как перевозилась, так и перевозится автомобильным транспортом или поездом. Другого вида пока не придумали. Раньше у нас почта отправлялась в Москву и оттуда рассылалась по всем городам. Теперь же обмен происходит со всеми проходящими почтовыми вагонами, то есть если письмо идет в Сибирь, мы его сдаем на сибирское направление, если на запад, то, естественно, на московское. В этом плане процент прохождения письменной корреспонденции в контрольные сроки увеличился. Но тем не менее сам принцип сортировки не позволяет сделать более ускоренную обработку. К примеру, если в Набережных Челнах принято письмо, адресованное в Бугульму, оно в любом случае сначала будет направлено в Казань, а затем в место своего назначения. То есть на каждом этапе оно должно обрабатываться. Сроки доставки по Казани составляют два дня – плюс день приема. А по республике – от трех до шести дней.
– Оптимизировать эту схему возможно?
– Хотелось бы, конечно, ускорить этот процесс. Но чисто технологически это не получается, потому что в Набережных Челнах ореол приема письменной корреспонденции в основном бывает за пределами Республики Татарстан и в пределах районов. А писем в Бугульму там бывает одно или два. Для того чтобы не возить в машинах воздух, все сначала приходит в Казань, здесь собирается почта со всей республики, адресованная в Бугульму, и отправляется по месту назначения.
– На ваш взгляд, как почта будет выглядеть через десять лет?
– Почта в последнее время очень быстро и сильно меняется. Появляются платежные терминалы, создаются киоски самообслуживания. Последние сейчас находятся на стадии разработки в Санкт-Петербурге. Киоски самообслуживания освободят людей от простаивания в очередях с целью отправить заказное письмо: они сами будут взвешивать, приклеивать марки и выдавать квитанции. В Татарстане такие киоски тоже со временем появятся, как только пойдут в массовое производство. Уже появились киоски по реализации знаков почтовой оплаты и печатной продукции. Со временем даже выдача посылок с наложенным платежом будет осуществляться без участия оператора. А человеческий ресурс можно будет направить на что-то другое: оснащение современной техникой не означает, что мы будем сокращать штат.
– Как кризис отразился на вашей сфере?
– На самом деле он отразился. У нас очень сильно снизился поток пересылаемых денежных переводов – в два – два с половиной раза. Раньше это в основном было погашение кредитов, но банки из-за кризиса перестали активно кредитовать население. Наблюдается отток посылочной почты в связи с тем, что многие корпоративные клиенты перестали рассылать свою продукцию в больших объемах. Единственный положительный момент – мы сохранили тенденцию выручки на уровне прошлого года. Этому способствовал рост тарифов в апреле этого года. Естественно, в связи со сложившейся экономической ситуацией мы пошли на снижение каких-то затрат. Но несмотря ни на что, мы платежеспособны: зарплату своим сотрудникам выдаем вовремя и в полном объеме. Плюс согласно коллективному договору в октябре будем повышать зарплату. Средняя зарплата на 1 октября у нас составляет 9400 рублей.
– К сокращениям вынуждены были прибегнуть?
– Мы не пошли по пути массового сокращения: где-то переводили на неполный рабочий день, где-то уменьшали количество вырабатываемых часов. Сейчас рассматриваем возможность перехода на аутсорсинг по клининговым услугам, что даст существенную экономию. Сэкономить средства нам еще позволило то, что мы стали в этом году производить закупку на электронных аукционах. По нашим подсчетам, за 9 месяцев мы сэкономили для предприятия порядка пяти миллионов рублей.
– Некоторые эксперты утверждают, что так называемое дно кризиса уже позади. Вы это ощущаете на своей сфере?
– Это мы сможем сказать, когда закончится подписная кампания. Подписка является своеобразным индикатором – если план выполним без усилий, значит дно кризиса позади. Второе полугодие этого года было очень тяжелое: тиражи заметно снизились – на 5%. Это связано с тем, что многие организации сократили расходы на подписку. Понятно, что без утренней газеты можно обойтись, новости можно прочитать и в Интернете.
– Как сейчас проходит подписной период?
– Пока мы идем на уровне.
– Где больше читают газеты?
– Есть показатель, по которому мы оцениваем «читаемость» каждого района – это количество выписываемых изданий на 1000 жителей. В Татарстане наиболее читаемый район – это Буинск. Там на тысячу жителей приходится 927 экземпляров. Следующими идут Сабы – 932 экземпляров на тысячу. И Балтаси – 928. Меньше всего подписываются на газеты в крупных городах: в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске. Безусловно, это связанно с большой информационной насыщенностью крупных городов, чего не скажешь о сельской местности.
– Есть мнение, что Интернет выживет газеты. Вы с этим согласны?
– Нет, не согласна. В качестве примера можно привести Францию или Америку, где интернетизация очень высока. Тем не менее у них подписные тиражи в разы больше, чем в России. Интернет не является заменой печатному средству, поэтому, мне кажется, газеты как существовали, так и будут существовать.
– Несколько лет «Татарстан почтасы» была практически автономной от федеральной почты. Каковы плюсы и минусы этого?
– Нельзя сказать, что мы были полностью автономными, поскольку у нас нет ни таможни, ни границы: мы все равно находились в Российской Федерации. Естественно, общение с Почтой России было – в рамках агентских договоров. И почту России надо было доставлять на территорию республики, и мы, естественно, не могли в каждый город отправить своего почтальона, чтобы доставить нашу корреспонденцию. Мы находились в одном пространстве, но работали по агентским договорам. Сегодня мы медленно, но верно идем к тому, что все будем работать в одной структуре – в Почте России. Когда это произойдет, никто пока сказать не может. Есть определенные юридические моменты, которые нужно соблюсти.
– В начале этого года сообщалось, что Почта России готова инвестировать 1 млрд руб. до 2011 г. в модернизацию почты Татарстана. Выделили деньги?
– Такие планы существовали. Но кризис внес свои коррективы в грандиозные планы. Почта России рассчитывала, что получит деньги из бюджета на модернизацию всей системы, и из этой суммы, которую планировали получить, часть хотели отдать почте Татарстана. Но пока эта программа несогласована и не утверждена. Соответственно пока и денег нет.
– Чего коснется модернизация, если деньги все же поступят?
– Мы составили план совместно с Почтой России. Модернизировать хотим как городские, так и сельские почтовые отделения. В основном это направлено на улучшение техники, которая устанавливается в почтовых отделениях. Кроме того, планируем обновить транспортный парк, который сегодня находится в плачевном состоянии: износ составляет порядка 60%.
– Какие дополнительные услуги, оказываемые на почте, пользуются спросом?
– Среди юридических лиц, безусловно, пользуются популярностью заказные письма с уведомлениями и без. У физических лиц это оплата коммунальных услуг. И пополнение счетов мобильных телефонов.
– Какие новые услуги планируете внедрить?
– Сейчас мы работаем с компанией «Вестерн Юнион» по приему переводов за пределы Российской Федерации. На сегодняшний день наметили пока три пункта приема. Думаю, к концу месяца услуга уже будет запущена. Еще один проект – мы хотим организовать прием платежей ГИБДД посредством наших платежных терминалов. Чтобы люди не стояли в очереди, а приходили на почту и быстро оплачивали свои счета.
– Действительно ли в районах можно через ваши отделения покупать водку Татспиртпрома?
– Да, это так. Как говорится, мы поддерживаем отечественного производителя. Это было в первый период кризиса в 98 году, когда почтовые объемы очень резко упали. Почтовым отделениям, для того чтобы выжить и сохранить рабочие места, в каких-то населенных пунктах пришлось заниматься не только почтовыми услугами, но и непрофильной розничной торговлей. Сейчас у нас по республике порядка 50 розничных точек, которые существуют как мини-магазины. В этих точках мы продаем продукцию Татспиртпрома и основные продукты питания.
– Некоторое время назад татарстанцы отмечали трудности с продажей у вас конвертов. Как сейчас складывается ситуация?
– Сейчас проблемы с конвертами нет. Почте Татарстана в тот промежуток времени, когда не было договоренности с Почтой России, приходилось очень сложно. Мы покупали конверты у Почты России по розничной цене, соответственно за эту же цену продавали. Сейчас ситуация полностью поменялась, конверты мы напрямую покупаем в Издатцентрмарке. У нас уже есть определенный запас, который положено иметь.
– Некоторое время назад город наводнили поддельные конверты. Как вы с этим боретесь?
– Такая проблема на самом деле была. Мы ежемесячно мониторим ситуацию. Есть служба почтовой безопасности, которая производит закупки конвертов в киосках. Существует перечень поддельных конвертов, которые ходят в обращении на территории Российской Федерации. Если возникает подозрение, выявленные конверты мы отправляем сначала на экспертизу на Почту России, если там подтверждается факт подделки, материалы передаются в правоохранительные органы.
– Какие мероприятия, приуроченные к Международному дню почту, пройдут в Казани и Татарстане?
– Во многих районных участках почтовой связи пройдут «Дни подписчика».
Будут организованы праздничные выставки-продажи немаркированных открыток, конвертов, филателистической и полиграфической продукции.
На Главпочтамте в Казани все письма в течение этой знаменательной недели будут штемпелеваться оттиском спецгашения, посвященным Международной неделе письма. К тому же мы к Всемирному дню почты приурочили открытие отделения почтовой связи №59 после реконструкции и ремонта.