Вчера, 30 сентября, в Госдуму РФ был внесен законопроект, в котором предлагается ужесточить меры наказания осужденных за педофилию, в частности применять к таким лицам химическую кастрацию. Инициаторы законопроекта предлагают столь радикальные меры в связи с ростом в России преступлений сексуального характера в отношении детей. Ситуация в Татарстане на этом фоне ничуть не лучше: практически ежемесячно прокуратура возбуждает уголовные дела по фактам сексуального насилия над несовершеннолетними. Последнее подобное уголовное дело было возбуждено два дня назад – 29 сентября. 26-летнего жителя Кукмора подозревают в том, что он в течение полутора лет насиловал свою приемную дочь, которой сейчас всего восемь лет. В республике многие видят смысл в ужесточении мер наказания педофилов.
Проект поправок к Уголовному кодексу был внесен в Госдуму 30 сентября, его автором стал депутат фракции «Справедливая Россия», лидер движения «Наш проект Здоровье» Антон Беляков. В пояснительной к законопроекту записке говорится: «Химическая кастрация будет применяться за изнасилование и насильственные действия сексуального характера в отношении ребенка, не достигшего 14 лет, за половое сношение и развратные действия в отношении детей, не достигших 12 лет». По мнению депутата, педофилы – больные и опасные люди, которые никогда не станут полноправными членами общества. Согласно документу кастрацию смогут заменить только на пожизненное лишение свободы. Кстати, сама процедура представляет собой введение в организм мужчины специального препарата – модифицированной формы тестостерона (testosterone undecanoate), который блокирует действия мужского гормона, что приводит к полному подавлению сексуального влечения.
Еще в апреле 2008 года в России обсуждалась возможность внесения таких поправок в Уголовный кодекс. Тогда Общественная палата РФ планировала выйти на профильный комитет Госдумы с подобной инициативой. Однако была оговорка, что химическая кастрация будет применяться только с личного согласия осужденного. Подобная практика несколько лет назад была введена в Израиле и в некоторых странах Европы, а в Калифорнии химическая кастрация является обязательной для педофилов с 1996 года.
В Татарстане идею «обезвреживания» педофилов многие считают мерой оправданной, хотя и с некоторыми оговорками. Так, депутат Госсовета республики, заместитель председателя комитета по законности и правопорядку Рафил Нугуманов говорит о необходимости ужесточения мер за подобные преступления.
«Я, как депутат, поддерживаю такую инициативу, – сказал народный избранник корреспонденту 116.ru. – Даже если преступник отсидит длительный срок, никто не даст гарантий, что он не вернется к тому, за что был осужден. Вопрос, конечно, очень сложный, но наказания за такие преступления должны быть очень жесткими. Нужно сделать так, чтобы человек не представлял больше опасности для общества». При этом Рафил Нугуманов отметил, что вряд ли какой-либо мужчина добровольно согласится на кастрацию. «Если только будет очень испуганным», – заключил депутат.
Медицина располагает альтернативными кастрации способами борьбы указанной социальной проблемой.
«Педофилия, безусловно, – это нарушение психики, ее расстройство. Есть методы психотерапии, которые используются для коррекции такого психического состояния, – говорит директор Центра психологической помощи, врач-психотерапевт высшей категории Юрий Калмыков. – Хотя такие расстройства с трудом поддаются лечению. Тем не менее есть определенные методики, которые применяются».
В обоснование своей инициативы справедливоросс Антон Беляков также говорил, что извращенцы в 97% случаев возвращаются к таким преступлениям, так как их болезнь неизлечима.
Только в августе в Татарстане было зафиксировано два случая рецидива среди осужденных.
«В республике роста преступлений сексуального характера против несовершеннолетних как такового нет, – говорит корреспонденту 116.ru старший помощник руководителя следственного управления СКП по РТ Эдуард Абдуллин. – В сравнении с прошлым годом их количество осталось примерно на том же уровне. Но и этот уровень достаточно высок».
Рецидивы среди осужденных педофилов случаются нередко. Примером в Татарстане может служить уголовное дело, возбужденное 18 августа 2009 года. В Набережных Челнах 27-летний мужчина изнасиловал 14-летнюю девочку. Задержанный на тот момент едва освободился из мест лишения свободы, где отбывал наказание за хранение наркотиков. Свою первую судимость он получил за изнасилование.
Через несколько дней в Елабуге был задержан 36-летний житель Ижевска. 19 августа мужчина обманом заманил двух 11-летних мальчиков в квартиру, где показывал им свои половые органы и сам прикасался к причинным местам детей. Позже выяснилось, что мужчина уже отсидел 11 лет за изнасилование собственного сына.
«Все же я считаю, что в этом вопросе нужно избегать крайностей. С другой стороны, за такие преступления надо наказывать, чтобы обезопасить потенциальных жертв, среди которых может оказаться любой ребенок. Мера, о которой идет речь, применяется даже в самых демократичных странах, но с согласия осужденного. К химической кастрации как к возможному способу наказания в нашей стране я отношусь спокойно», – заметил Юрий Калмыков в разговоре с корреспондентом 116.ru.
По мнению правозащитников, кастрация вовсе не решит проблему педофилии в стране. Кроме того, в случае принудительной кастрации будет реализован принцип двойного наказания виновного, что запрещено законом.
«Химическая кастрация это не «одномоментный акт», а длительный прием препаратов. Если человек перестает принимать «лекарства», то уровень тестостерона возвращается в норму. Таким образом, «кастрированный» педофил должен находиться под постоянным контролем правоохранительных органов и врачей, а это требует серьезных материальных затрат», – говорит экс-начальник психологической службы уголовно-исполнительной системы Татарстана, сотрудник Казанского правозащитного центра Владимир Рубашный. Также, по мнению специалистов, прием таких препаратов может вызывать у пациента гормональные нарушения, а в некоторых случаях и онкологические заболевания.
«На мой взгляд, предложенные поправки – это все-таки полумера, необходимо полноценное изучение проблемы и поиск действительно эффективных способов лечения», – подытожил Владимир Рубашный.
Тем не менее существующие меры наказания за сексуальное насилие над несовершеннолетними не дотягивают даже до пожизненного срока, предлагаемого законопроектом взамен кастрации. К примеру, в ноябре прошлого года Верховный суд РТ вынес приговор монтажнику из Набережных Челнов, который изнасиловал семилетнюю дочку своей знакомой. Мужчина получил тогда 10 лет колонии строго режима. Как заметил по этому поводу Рафил Нугуманов, «такого преступника государство еще будет содержать и кормить».
Какие замечания выскажут депутаты Госдумы и как в целом отнесутся к законопроекту, станет ясно после рассмотрения инициативы.