С 1 сентября в Казани для оплаты проезда вводится новая услуга – «электронный кошелек». Положив любую сумму на специальную пластиковую карточку, любой житель города сможет ездить на всех видах транспорта. В перспективе, к концу 2010 года, Казань должна полностью перейти на безналичный расчет при оплате проезда.
Ровно через неделю платить за проезд в общественном транспорте – а им, по данным комитета по транспорту и связи, ежедневно пользуется 450 тысяч человек (почти половина жителей Казани) – будут по-новому. Напомним, до недавних пор в обращении были льготные социальные проездные и месячные социальные проездные для всех категорий граждан, а также обычные бумажные билеты. Очередное нововведение реформы на транспорте подразумевает приобретение неименной карточки, на которую можно класть любую сумму (минимальная – 100 рублей!) и расплачиваться ею на всех видах городского транспорта: метро, трамвай, троллейбус и автобус. При этом деньги по истечении месяца не списываются, как у льготного проездного. Положил 1000 рублей и катайся в течение двух-трех месяцев.
Такой проездной документ получил название «электронного кошелька». Стоит заготовка 50 рублей, приобрести ее можно во всех киосках Горпечати и на почте. Пополнить карточку можно будет либо через терминалы «Казпэй», установленные на остановках, либо через почту, отделения Сбербанка и Банка Казани.
«Имеющиеся сейчас у граждан проездные на отдельные виды транспорта по истечении действия можно будет перепрограммировать в пунктах пополнения, – говорит и.о. директора ОАО «Транспортная карта» Рамиль Якупов. – Если «электронный кошелек» не понравится, в пункте пополнения его опять можно будет перепрограммировать под проездной на любой вид транспорта».
Сейчас реализующее проект ОАО «Транспортная карта» сделало 60 тысяч пластиковых заготовок. «Кошельками» они станут после того, как на них появятся деньги.
«Каждый раз после списания средств на ридере кондуктора будет появляться информация о том, сколько денег у вас еще осталось на карточке,– говорит председатель комитета по транспорту и связи исполкома Казани Айдар Абдулхаков. – Если денег будет недостаточно, пассажиру придется заплатить наличными или же покинуть транспортное средство».
При этом дважды списать сумму за проезд не получится, говорит Рамиль Якупов. Поэтому заплатить «электронным кошельком» не только за себя, а также за подругу, сестру или брата не получится. Сделано это для того, чтобы предотвратить повторное списание средств с карты. При утере карточки, чтобы посторонний не успел воспользоваться ею и «прокатать» денежки, следует позвонить в техподдержку и заблокировать карту. В дальнейшем можно будет перекинуть оставшуюся сумму с утерянной карточки на новую. Поэтому пассажиру нужно будет сохранять чек, подтверждающий пополнение счета, а также знать номер карты.
Таким образом, в столице Татарстана завершается второй этап внедрения электронной системы оплаты за проезд, начавшейся два года назад. На третьем этапе, к концу следующего года, Казань первой в России должна перейти на безналичную оплату проезда, говорят в мэрии города. Бумажные билеты исчезнут, на их место придут разовые электронные билеты. Будут они на магнитной ленте, как в Москве, или принципиально другими, пока неизвестно.
«Я считаю, это очень удобно – не надо тратить свои нервы на разборки с кондуктором, недовольным тем, что ты заранее не разменяла крупную купюру на мелкие деньги, – считает жительница Казани Мария Семенова. – Еще неприятно бывает выслушивать ругань тех, кому дали сдачу мелкими монетами. Плохо только, что не предусмотрели возможность расплачиваться таким образом в пригородных поездах – когда опаздываешь на электричку, тебе не до билетов. А контролеры, продавая билет, часто сверх стоимости проезда еще просят заплатить за их услуги, из-за чего в электричках постоянно возникают скандалы».
По словам г-на Абдулхакова, на реализацию проекта было привлечено 180 миллионов рублей кредитных средств, инвестором выступил «Ак Барс банк». Как заверяет председатель комитета по транспорту и связи, возврат заемных средств идет за счет перевозчиков, а не населения. Окончательный объем инвестиций пока неизвестен. Впрочем, вложенные средства «Ак Барс Банк» будет «отбивать», и продавая карточки по 50 рублей.
По мнению городских властей, ввод электронной системы платы за проезд оправдает себя. Она дает возможность транспортникам не только иметь прозрачную схему расчетов за проезд, но и анализировать пассажиропоток, корректировать маршрутную сеть и использовать автобусы различной вместимости.
В перспективе «электронные кошельки» планируется внедрить на пригородных автобусных и железнодорожных маршрутах, а также речном транспорте. Также «транспортная карта» намерена привлечь банки к эмиссии пластиковых банковских карт с возможностью оплаты проезда на городском транспорте.