Двадцать пятого августа вступит в силу новая инструкция Минюста РФ о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества. Речь идет об альтернативных видах наказаний, заменяющих тюремное заключение. Россия постепенно перенимает опыт западных стран, где за решетку отправляются далеко не все преступники: для тех, кто совершил нетяжкие преступления, предусмотрены другие виды наказаний. Сейчас проходят испытания электронные браслеты, с помощью которых можно будет, к примеру, ограничить свободу осужденного по месту жительства или наложить на него домашний арест. Кроме того, мелких хулиганов и мошенников будут исправлять при помощи лопаты или метлы, заставив их работать во благо общества.
Новая инструкция разъясняет механизмы таких альтернативных наказаний, как обязательные работы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности, условное осуждение, отсрочка отбывания наказания. В распоряжении отечественной Фемиды пока не так много видов альтернативных наказаний, как на Западе. К примеру, для такой практики, как домашний арест, в России на данный момент попросту нет условий: к каждой квартире, где должен быть заперт осужденный, охранника не приставишь. Использовать такой вид наказания позволят электронные браслеты, но они пока находятся на исследовании. Для их внедрения потребуются десятки миллиардов рублей.
«Этот эксперимент сейчас проводится в некоторых регионах страны, браслеты используют в колониях-поселениях, – рассказали корреспонденту 116.ru в пресс-службе главного управления федеральной службы исполнения наказаний по РТ. – Его нельзя просто так снять, браслет подает сигнал, при помощи которого можно узнать, где находится человек. Если, допустим, у осужденного запрет на ночные прогулки или походы в питейные заведения, если он его нарушит – оператор об этом сразу узнает».
Пока проводятся эксперименты, контролировать приговоренных к альтернативному наказанию будут привычными методами. В уголовно-исполнительной инспекции должны не просто поставить осужденного на учет, но и провести с ним разъяснительную беседу. Помимо новых обязанностей и ограничений у преступников есть и права. Инспектор должен объяснить, что осужденный в случае тяжелого материального положения может обратиться за помощью в органы социальной защиты населения. Если суд обязал подсудимого лечиться от наркомании или алкоголизма, в управлении должны посодействовать в том, чтобы он устроился в лечебное заведение. Если же преступника решили «лечить» трудом, тюремное ведомство должно согласовать с местными властями, какие работы осужденный будет выполнять. Например, он может заняться укладкой асфальта, подметанием улиц или покраской заборов. По закону, восемь часов обязательных работ эквивалентны одному дню лишения свободы в колонии-поселении. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и не больше двух часов в будни после окончания работы, службы или учебы.
Однако в пресс-службе мэрии города 116.ru сообщили, что такая практика на данный момент у них не применяется.
Означает ли принятие новой инструкции, что суды будут назначать более мягкие наказания за нетяжкие преступления? В Верховном суде республики пояснили, что судьи работают исключительно по Уголовному кодексу. А по нему предусмотрены такие виды наказаний: штраф, конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности, лишение звания, обязательные, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, лишение свободы на различные сроки, а также смертная казнь.
В мире существуют десятки способов уберечь человека от тюрьмы, которая может окончательно превратить его в уголовника с высшим лагерным образованием. Это и условное предупреждение, когда ему запрещается появляться в определенном месте, и отложенное наказание – человеку дают время, чтобы исправиться, но пристально за ним наблюдают; и поражение в правах – к примеру, в Англии футбольных болельщиков не выпускают на матчи в другие страны, и даже тюрьмы «отельного» типа – туда осужденный является только на ночь. В России выбор наказаний пока невелик. Да и судьи за десятки лет практики привыкли к тому, что выбирают лишь между реальным и условным наказанием.
По заявлению министра юстиции РФ Александра Коновалова ряду СМИ, российская система наказаний будет кардинально реформирована. Это делается не для того, чтобы увеличить выбор наказаний для судей, а чтобы разгрузить тюрьмы, сделать систему наказаний более лояльной. В ГУФСИН подтвердили, что к этому и идет: в Татарстане осужденных к реальному сроку меньше тех, кто отбывает наказание на свободе, если первых около 16 тысяч человек, то последних почти 20 тысяч.