Сегодня, 10 августа, в Кировском райсуде продолжилось слушание дела по обвинению бывшего руководителя пресс-центра Ирека Муртазина в клевете и посягательстве на частную жизнь президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Глава республики лично явился в суд, чтобы дать показания.
Это заседание, назначенное на 10 часов утра, не было первым, однако именно оно вызывало наибольший ажиотаж. Сегодня в суде должен был дать показания Минтимер Шаймиев. Многие не верили, что президент лично придет в суд. Однако атмосфера вокруг суда сразу развеяла все сомнения: главу республики ждали.
Корреспондент 116.ru, прибывший за 40 минут до начала заседания, оказался чуть ли не в числе последних. Журналисты и люди в штатском уже оккупировали подступы к райсуду. Если на первом слушании пройти в здание не составило труда, то из-за присутствия вип-персоны на первом и втором этажах водрузили рамки. Отвлекающим маневром жаждущих попасть в зал суда акул пера перебрасывали с одного входа на другой.
«Что, не пускают вас, да?» – улыбаясь, спросил Минтимер Шаймиев, заходя в дверь без пяти десять.
После того как прошел президент, остальным пришлось еще 10 минут потратить на преодоление кордона. Впрочем, не повезло и тем, кто заблаговременно занял места у входа в судебный зал. Крепыши из охраны президента и службы судебных приставов оттеснили журналистов, стоявших перед дверью, и пускали строго доверенных лиц из аппарата президента и четырех СМИ. Остальным пришлось коротать время за пределами здания. Ввиду присутствия президента мобильную связь глушили в радиусе 200 метров.
А ведь еще на первом заседании председательствующий судья Кочемасов объявил, что процесс будет открытым.
«Нам скрывать нечего, – вторила представитель президента в суде Василя Максудова. – Чем больше закрытости, тем больше слухов».
116.ru, наряду со многими уважаемыми изданиями, не смог попасть непосредственно в зал, так что излагать события (не взыщите, читатели!) придется с чужих слов и аудиозаписей.
Еще в пятницу, 7 августа, Ирек Муртазин выложил в своем блоге протокол допроса президента. Как следует из документа, журналист, «работавший некоторое время в аппарате президента РТ», распространил в Интернете ложные, клеветнические слухи о смерти Минтимера Шаймиева умышленно, с целью дестабилизировать ситуацию в республике.
Как заявил сегодня в суде глава республики, он еще из Турции позвонил руководителю следственного управления СКП по РТ Киршину с устным заявлением о возбуждении уголовного дела.
В протоколе допроса указаны цитаты, вызвавшие особенное возмущение Шаймиева: «Обвинения Муртазина, сделанные в форме утверждения о том, что я создал в РТ коррупционную власть, при которой можно красть, присваивать богатства неблаговидным путем, что я и окружающие меня чиновники коррумпированы... дискредитируют меня, порочат мою честь и достоинство, подрывают мою репутацию как личности, политического деятеля и руководителя РТ».
«И.М. Муртазин в своей книге фактически обвинил меня... в развязывании войны в Чеченской республике... Позволил себе написать недопустимые выражения в мой адрес... охарактеризовать меня как человека, способного на ложь и измену...»
Получается, звонок президент сделал в сентябре, а дело завели только 1 декабря 2008 года. Судя по выступлению президента, два месяца ушли на то, чтобы ознакомиться с книгой «Минтимер Шаймиев: последний президент Татарстана».
Сегодня в суде Ирек Муртазин поблагодарил президента за то, что тот пришел, и задал провокационный вопрос: если я покаюсь, отзовете свое заявление? По словам бывшего пресс-секретаря, с подобным предложением к нему «от президента» подходили еще в декабре.
«Никогда. Я дорожу своим достоинством и честью. Я думал, прежде чем сделать этот принципиальный шаг, – ответил Минтимер Шаймиев. – Это должно стать прецедентом. Вы же сами начали с того, что перед судом все равны. И журналисты так же. И в дальнейшем, если власть предержащие и политики будут...оклеветаны, они смогут обжаловать это через суд».
В суде Минтимер Шаймиев выступил с 40-минутной речью, изложив основные претензии к Иреку Муртазину и попросил наказать подсудимого по всей строгости закона. В частности, президента возмутило, что бывший пресс-секретарь «договаривал» за президента фразы, а затем искажал смысл сказанного. В свою очередь, Муртазин в перерыве сообщил журналистам о том, что фразы из книги президентом «выдергиваются из контекста».
После выступления президент ответил на вопросы. Их у Муртазина накопилось достаточно. До обеда он успел задать более 20. Как сообщил обвиняемый 116.ru в перерыве, у него порядка 200 вопросов по каждому абзацу обвинительного заключения.
Заседание продолжилось после обеда. Сегодня также планировалось заслушать показания свидетелей со стороны обвинения.
116.ru продолжает следить за ходом процесса.
Фото: Фото автора