Нелепая ошибка милиционеров, которые произвели обыск «не в той квартире», официально признана Советским райсудом Казани. На днях Михаил Минин выиграл дело и теперь намерен подать иск о компенсации морального вреда в размере 200 тысяч рублей.
Напомним историю дела. 17 июля прошлого года около пяти вечера в дверь квартиры семейства Мининых постучали сотрудники Советского УВД и предъявили ничего не понимающим жене и дочери Михаила Минина постановление об обыске. Сам 53-летний хозяин квартиры был на работе.
Оперативники (группа из 10 человек) предъявили корочки и сообщили, что ищут похищенные вещи некоего Мельникова, оцениваемые в 41 тысячу рублей. В ордере на обыск значился адрес: улица Академика Губкина, дом 25, квартира 5. Хозяин – М.М. Мишин. Минины же проживали по адресу: Военный городок – 108, ул. Ак. Губкина, д. 25, кв. 5. По иронии судьбы фамилия двух жителей Казани, живущих по почти одинаковому адресу, отличалась всего на букву! А имя и отчество полностью совпадали – Михаил Михайлович.
Жена Михаила Минина пыталась указать на несоответствие адресов, однако слушать женщину никто не стал, сообщить мужу тоже не позволили. Зато в ходе проведения обыска из-под ванны сотрудники милиции достали четыре артиллерийских имитационных патрона, завернутые в пакет. На ничего не подозревающего Михаила Минина завели уголовное дело по статье 222 УК РФ («Незаконное хранение боеприпасов»).
Никаких доказательств вины Минина следствие не установило, и в январе этого года уголовное преследование в отношении мужчины было прекращено. После этого казанские правозащитники направили жалобу о признании обыска незаконным в суд. Решение было вынесено в пользу пострадавшего.
«Меня полгода «мурыжили» следователи, раз десять вызывали для дачи показаний, суд три или четыре раза возвращал дело на доследование, – рассказал сегодня корреспонденту 116.ru Михаил Минин. – Двое суток меня держали в «каталажке». Я считаю, что имею право на компенсацию морального вреда. Думаю заявить сумму в 200 тысяч рублей».
Суд «обязал начальника РУВД устранить допущенные нарушения». Фактически это означает, что со стороны милиции должны последовать какие-то действия – дисциплинарное взыскание с оперативников, официальные извинения и так далее. Кстати, пока Михаил Минин таковых со стороны милиции не получал. В пресс-службе УВД Казани 116.ru сказали, что пока по факту обыска проводится внутренняя проверка и решение вскоре последует.
«Остается только сожалеть по поводу элементарного незнания закона работниками Советского РУВД. Ведь любой профессионал знает, что обыск должен проводиться лишь по указанному в постановлении адресу, – прокомментировал решение суда начальник отдела общественных расследований Казанского правозащитного центра Андрей Сучков. – Мы надеемся, что ошибки подобного рода не станут тенденцией в деятельности правоохранительных органов».
Между тем действия сотрудников Советского РУВД вполне могут попасть в общероссийский конкурс «Правовая калоша» Института верховенства права – рейтинг самый нелепых действий следственных органов и милиции. Так, по данным «Новых Известий», в нем, например, фигурируют чеченские милиционеры, которые остановили мужчину, изъяли у него паспорт, а затем задержали за отсутствие документов, удостоверяющих личность.
А в Москве сотрудники милиции были вызваны в квартиру к гражданину, который громко и нецензурно ругался. Милиционеры составили протокол и «провели осмотр места происшествия в виде нецензурной брани», после чего почему-то изъяли вещи хулигана, в том числе два системных блока.
К сожалению, не все «номинанты» безобидны. Анонимный источник «Новых Известий» рассказал, что расследуя дело об убийстве бомжа, следователь обратил внимание на раны на теле умершего, которые были получены посмертно. В итоге выяснилось, что, обнаружив под забором труп со следами явной насильственной смерти, милицейский патруль не захотел брать на себя еще один «висяк». Недолго думая, оперативники перекинули труп через забор, на территорию соседнего отделения милиции. Когда бомжа обнаружили на своей территории коллеги, они, ничтоже сумняшеся, повторили прием, и бомж приземлился на свое прежнее место. «Волейбол» продолжался еще некоторое время и закончился «ничьей». Когда происхождение ссадин прояснилось, уголовное дело прекратили. Эксперты пришли к выводу, что смерть наступила... из-за падения на труп строительного мусора, брошенного через забор.
Будем надеяться, история имеет мифические корни и представляет собой профессиональный анекдот. Дело в другом – увы, нелепостей в деятельности стражей порядка предостаточно. К счастью, многие из них заканчиваются более-менее благополучно. Надо отдать милиции должное – она умеет проводить работу над ошибками. Осталось только научиться извиняться перед гражданами, от этих нелепостей пострадавшими.
P.S. Завтра Верховный суд РТ рассмотрит кассационную жалобу Михаила Минина на отказ райсуда о взыскании морального вреда за то, что перед ним вовремя не принесли извинения органы прокуратуры. Дело в том, что когда в январе уголовное дело по статье «Незаконное хранение боеприпасов» закрыли, казанец не получил официальных извинений. В прокуратуре утверждают, что письмо было направлено вовремя.
Фото: Фото с сайта Versii.com