Город А ну-ка, девушки!

А ну-ка, девушки!

В нашей стране праздник 23 Февраля помимо истинного своего значения стал еще и неким антиподом 8 Марта: начиная с детского садика, девочки дружно поздравляют мальчиков, традиция продолжается в школе, институте...

" src=

В нашей стране праздник 23 Февраля помимо истинного своего значения стал еще и неким антиподом 8 Марта: начиная с детского садика, девочки дружно поздравляют мальчиков, традиция продолжается в школе, институте, а затем и в трудовом, так сказать, коллективе. Этот день принято также величать «главным мужским праздником». Не рассуждая о справедливости такого «уравнивания в правах» действительных защитников Отечества с защитниками потенциальными, позволим себе напомнить, что и немало представительниц прекрасного пола занимаются благородным делом защиты Отечества.

…Подтянутые женщины в форме сразу вызвали у меня уважение. Дожидаясь, когда меня впустят в закрытое помещение пограничной службы контроля «Казань-Аэропорт», представляла себе сухих и строгих дам, которым вместе с погонами полагаются прищуренные глаза и поджатые губы. Однако с привлекательными и аккуратными женщинами выражение «товарищ прапорщик», почему-то засевшее в голове, никак не ассоциировалось. Несмотря на то, что именно это звание носят мои собеседницы – Гульназ Валеева и Роза Денежко. Последняя – даже с приставкой «старший». Они военнослужащие пограничных войск ФСБ России. Задаю первый и самый интересующий меня вопрос: как присущая женской натуре мягкость сосуществует с такой работой? Приходится ли бороться с собой?

Старший прапорщик не стала кокетничать. «Бывает, – просто сказала она. – Иногда не пропускаешь маму с маленьким ребеночком, у которых не в порядке документы. Внутри все кипит, а закон нарушить не можешь». Воображение сразу подсказывает следующий вопрос: приходится ли применять силу? Оказывается, ситуации «как в фильме» случаются крайне редко, и, естественно, ни о чем «таком» мне не рассказали. Это в боевиках на границе постоянно захватывают заложников и угоняют самолеты. «Для охраны правопорядка в аэропорту есть милиция, – терпеливо объясняют мне. – Но мы охраняем государственные границы и всегда готовы к конфликтной ситуации».

«Ну а серьезные внештатные ситуации бывают?» – я настаиваю на своем. Военнослужащие переглядываются. «Был один случай совсем недавно, – неохотно говорят они. – Вряд ли стоит рассказывать!» – и уже со смехом прибавляют: «Военная тайна!» Что ж, тайна так тайна.

В пограничной службе женщины наравне с мужчинами обучаются боевым навыкам. Здесь нет места для двойных стандартов. «Я военнослужащий, – строго говорит Гульназ. – это слово не склоняется в женском роде. Женщин нет, есть только защитник Отечества. Мы все равны. Мы поздравили наших мужчин с 23 Февраля, а они поздравили нас».

Мои собеседницы с удивлением отреагировали на некоторые вопросы. Например, не обидно ли им, что 23 Февраля считается традиционным мужским праздником. Сказанная вслух в их присутствии, эта мысль и впрямь стала сказаться какой-то глупостью. Улыбчивые и немного стесняющиеся диктофона, но твердые и прямые в своих ответах Гульназ и Роза как будто чужды всяким женским слабостям – например обидам и мнительности. В их коллективе даже мысли об этом возникнуть не может. Гульназ подтверждает мои догадки вслух: «Там, где делать нечего, где люди на работе бездельем мучаются, там и возникают сплетни и конфликты. У нас – взаимовыручка и поддержка. Это тяжелая работа, поэтому иначе у нас никак. Нет времени глупостями заниматься. Что нам делить? У нас одинаковая одежда, зарплата и обязанности».

Наш разговор постепенно становится все серьезнее, плавно переходя к проблемам воспитания и службе в армии.

«Сейчас молодежь не знает, что такое армия, – говорит старший прапорщик Роза Денежко. – С одной стороны, я таких молодых людей осуждаю, с другой стороны – и у меня есть сын. Я понимаю матерей – сейчас не везде благополучно в армии. Но хотелось бы, чтобы все прошли эту школу. Из армии приходят настоящие мужчины. Как говорит мой сын: «Мама, если я раньше на «гражданке» что-то не понимал или не ценил, то сейчас я стал ценить и понимать». Он полгода находился в армии, но уже все понял».

«До того, как я пришла в пограничную службу, я тоже не хотела отдавать сына в армию, – подхватила Гульназ. – Но сейчас говорю ему: «Ты пойдешь в армию без разговоров». Домашние мальчики, которые окончили школу и поступили в институт, не знают, что это такое. Они привыкли жить под маминым крылом. А после армии парень уже будет самостоятельным. Я общаюсь с бывшими однокурсниками, из которых 90% не пошли в армию, и с мужчинами на работе – это небо и земля, это разные люди. Здесь они более самостоятельные, более ответственные. И к женщинам относятся совсем по-другому. Это не объяснить, это надо почувствовать».

Как оказалось, надев форму, меняются не только мужчины. Роза считает, что работа пошла ее характеру на пользу. «Если раньше я была плаксой, – с улыбкой призналась она, – то сейчас руковожу сменой. Отношусь очень требовательно к выполнению обязанностей, патриотически воспитываю других. Учу быть ответственными».

«А я стала дисциплинированной и твердой. Даже дома все знают: как я сказала, так и будет! Сказано «отбой в погранвойсках!» – значит, всем спать, – смеется Гульназ. – Еще появилась пунктуальность. Если я опаздываю на десять минут на встречу с подругами, они начинают беспокоиться, ведь просто так я никогда не опаздываю: значит, что-то случилось».

…Смена в пограничной службе длится сутки. Начинается она с боевого расчета в 07:50. Построение происходит по всей форме. Предыдущая смена докладывает начальнику отделения о проделанной работе. Затем начинаются занятия, строевая подготовка, радиационно-химическая подготовка, спецподготовка по документам, обучение идентификации личности. Когда приходит международный рейс, занятия прерываются на время досмотра самолетов и прохождения паспортного контроля. И снова на занятия, ведь служащий погранвойск должен нужно усвоить большой объем постоянно обновляющейся информации: знать паспорта всех стран мира, все международные соглашения, законы, нормы и правила, а также иностранные языки.

В семьях Розы и Гульназ уважительно относятся к их профессии и гордятся ими. Роза читает SMS от сына: «Мама, ты у меня самый лучший пограничник в юбке!»

«Дочь в садике хвастается: у меня мама – солдат! – рассказывает Гульназ. – Она очень любит, когда я по утрам вожу ее в садик. Я иду в форме, мальчишки смотрят во все глаза. Она у меня это очень любит».

Несмотря на тяжесть работы, мои собеседницы признались, что никогда не променяют ее ни на какую другую. Даже если переиграть всю жизнь сначала, они никогда бы не пошли по другой дороге. Гульназ с детства уважала военных, но привлекательность формы для нее как для большинства женщин не свелась к желанию быть рядом с мужчиной-военным. Она захотела надеть ее сама! «Состояние души» – так она объяснила свой жизненный выбор. А Роза, которая изначально выучилась на врача, но в 90-ые годы поменяла профессию на нынешнюю, признается, что ее уже брали в управление ФСБ, но она не смогла уйти из пограничной службы. «Вот здесь, – сказала она, прикладывая руку к груди, – не отпустило…»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления