Казанские студенты, обучающиеся на внебюджетной основе, испытывают трудности с платой за второй семестр. То, что из-за финансового кризиса возникнут проблемы, вполне можно было предугадать. Очевидным это было и «на самом верху». В начале февраля президент РФ Дмитрий Медведев в своем видеоблоге предложил три основных идеи по выходу из ситуации. «На местах» их поняли по-разному.
В феврале в большинстве казанских вузов заканчивается срок платы за второй семестр обучения. В этом году деньги на счета учебных заведений поступают не так активно, как в предыдущие годы. В некоторых вузах об этом говорят открыто, где-то комментируют с осторожностью.
«Сегодня половина наших студентов не может расплатиться за учебу, – заявил 116.ru заведующий кафедрой социологии, политологии и менеджмента КГТУ-КАИ Владимир Беляев. – Или один родитель потерял работу, а бывает и оба. А ведь, как правило, именно они платят за обучение».
«В этом году внесение платы задерживается больше, чем это было раньше, – осторожно заметил в разговоре с корреспондентом 116.ru ректор ТГГПУ Радиф Замалетдинов. – Данная проблема не может обойти никого, в том числе и студентов нашего вуза. Для выхода из этой ситуации создана специальная комиссия, куда мы включили и преподавателей, и студентов, и сотрудников-аспирантов. Ведется индивидуальная работа с платниками.
«До последнего времени ажиотажа не было, и мы думаем, что не будет, – сообщила 116.ru главный бухгалтер КГУ Татьяна Салмина. – Срок оплаты обучения за второй семестр истек 1 февраля, сейчас на рассмотрении находится всего 11 заявлений с просьбой об отсрочке в связи с финансовыми затруднениями. В 2008 году к нам поступило 26 подобных заявлений».
Большинство студентов просит либо разбить оплату помесячно равными долями, либо разрешить отсрочку до мая. Часто о первом просят студенты-первокурсники, так как согласно договору первый год обучения они оплачивают единовременно. Татьяна Салмина отметила, что, как правило, такие просьбы рассматриваются положительно. Возможно, если бы заявления стали носить массовый характер, то и вопрос об отсрочке решался бы избирательно, предположила г-жа Салмина.
«Вопрос об отсрочке оплаты решается не нами, – говорит проректор по экономике и инновациям Казанского государственного технологического университета Валерий Аляев. – На сегодняшний день законодательно установлены чёткие требования контролирующих финансовых органов, которые рассматривают обучение без предоплаты как обучение за счет бюджета. А это классифицируется как нецелевое использование государственных средств».
Тем не менее, отметил Валерий Аляев, в условиях тяжёлой экономической ситуации администрация КГТУ (КХТИ) идёт навстречу своим студентам, обучающимся по внебюджетной форме (их насчитывается более 14 тысяч человек, что составляет половину от общей численности студентов вуза). Принято решение о том, что в нынешнем году не будет повышения стоимости оплаты обучения на величину годовой инфляции. Также планируется в ближайшее время пересмотреть систему сроков оплаты, предоставив студентам-внебюджетникам возможность вносить деньги за обучение помесячно, а не раз в семестр, как это происходит сейчас. Если же речь идет о полной неплатежеспособности, такому студенту дадут возможность уйти в академический отпуск и отчислять не будут.
Если идею об отсрочках и дроблении платежей приняли в большинстве казанских вузов, то в ситуации с переводом на бюджетные места вузы выше головы, разумеется, прыгнуть не готовы. Практика будет той же, что и в прошлые годы. Отчислили бюджетника – приняли на его место платника при условии отличной учебы последнего. Правда иногда перевода приходится ждать очень долго: бюджетных мест мало, а в условии кризиса государство уж тем более не будет повышать их количество. Впрочем, в некоторых вузах все же есть неиспользованный резерв.
«Вакантные места у нас есть, да и отток бюджетников происходит постоянно, – говорит господин Камалетдинов. – Так что мы сможем выйти из ситуации». По словам ректора ТГГПУ, количество вакантных мест вполне способно удовлетворить тот поток студентов-платников, семьи которых испытывают действительно серьезные финансовые проблемы.
А вот ждать, что вузы согласятся пойти на предложенный президентом России третий пункт, видимо, не приходится. Речь идет о том, чтобы дать платникам отсрочку до конца учебы с тем, чтобы выпускник начал выплачивать долг альма-матер, устроившись на работу и получив собственный доход.
«Кредит студенту может дать только банк. А нужные документы – характеристики и прочее – мы предоставим», – прокомментировал господин Камалетдинов.
Рискнет ли студент или его родители в условиях кризиса обратиться в банк и попасть в еще большие долговые обязательства? И самое главное, готовы ли сами банки дать взаймы? К сожалению, на эти вопросы не готовы ответить ни студенты, ни вузы, ни кредитные учреждения.