Третий этап транспортной реформы в Казани, предусматривающий введение пластиковых проездных и одноразовых электронных билетов, затягивается. Если изначально запустить автоматизированную систему оплаты проезда предполагалось в начале года, затем – в феврале, то теперь сроки переносятся на март-апрель.
Напомним, льготные пластиковые проездные начали массово внедряться в Казани с мая прошлого года. А в июне все казанские льготники начали оплачивать проезд по единому электронному билету. Сейчас по городу их выдано 146 тысяч, при этом ежемесячно пополняется более 114 тысяч проездных. Подсчитано, что в среднем льготник совершает более 50 поездок в месяц. На третьем, заключительном этапе с нового года предполагалось внедрение пластиковых проездных для всех категорий граждан. Бумажные билеты должны были прекратить свое существование.
«Нельготные» проездные также позволяют пользоваться всеми видами общественного транспорта и предусматривают до 250 тарифных планов: можно задать отдельные маршруты или дни, по которым будут осуществляться поездки по проездному. Стоимость проездных также будет различной, в зависимости от числа поездок и маршрутов. В общем, смарт-карты («умные карты») в прямом и переносном смыслах.
К сентябрю 2008 года планировалось разместить по городу 250 пунктов пополнения транспортной карты. В конце мая председатель комитета по транспорту и связи Айдар Абдулхаков сообщал, что нельготные проездные поступят в продажу в третьем квартале 2008 года. Но потом сроки сместились на начало этого года. Сегодня же в докладе председателя комитета на аппаратном совещании в мэрии о конкретных сроках речи вообще не велось, а введение полностью автоматизированной системы оплаты проезда туманно значилось в планах на 2009 год.
Всего в 2008 году всеми видами городского пассажирского транспорта перевезено 320 млн пассажиров. Наиболее значительное снижение пассажиропотоков произошло на трамвае – на 14 % и автобусах – на 9%. Зато вырос на троллейбусах и метро на 16% и 12%. С вводом станции метро «Проспект Победы» пассажиропоток на метрополитене увеличился на 40%. Так что имеющееся количество вагонов метро уже не может обеспечить вывоз пассажиров в «пиковые» загрузки.
Меж тем по городу началась установка специальных терминалов для пополнения проездных. Сейчас они расположены на основных остановках города, но пока не подключены. Корреспондент 116.ru поинтересовался у оператора горячей линии «Ак Барс банка», который совместно с муниципалитетом осуществляет программу внедрения автоматизированной системы оплаты проезда, когда же в Казани появятся проездные для всех категорий граждан.
«К сожалению, точная дата неизвестна. Звоните», – вежливо сообщила девушка.
«Технически мы готовы, – пояснил директор ООО «Транспортная карта» Руслан Гатин. – Сейчас мы ждем команды из комитета по транспорту и связи. О том, какие тарифные планы будут действовать, нам также сообщат из комитета». По словам господина Гатина, сейчас в городе установлена первая партия терминалов оплаты – 100 штук. Запуск системы планируется в марте.
«Есть еще технические моменты, после отладки которых система будет запущена, – поосторожничали в пресс-службе мэрии Казани. – Поэтому конкретный срок мы назвать не можем. Запуск планируется в марте-апреле».
Кстати, начало финансового кризиса сказалось и на пассажиропотоке. По данным комитета по транспорту, в 2008 году общественным транспортом воспользовалось на 26 миллионов человек меньше, чем в году предыдущем. Причин тому несколько. Казанцы пересаживаются на личные автомобили. За прошлый год число автомобилей выросло на 27 тысяч, на одну тысячу человек приходится 260 машин. Уменьшился пассажиропоток на трамваях, особенно после демонтажа рельсов в центре города. Также пассажиров заметно меньше стало к концу года: мобильность населения уменьшилась в четвертом квартале 2008 года в связи с сокращениями на предприятиях.
Фото: Фото с сайта 1000kzn.ru