Город Искандар Мухаметзянов, ректор Академии социального образования: «Если ты хочешь быть конкурентоспособным, каждый день – как минимум до пенсии – ты должен обновляться»

Искандар Мухаметзянов, ректор Академии социального образования: «Если ты хочешь быть конкурентоспособным, каждый день – как минимум до пенсии – ты должен обновляться»

" src=

Мир вокруг нас постоянно меняется. Часть из нас просто с запоздалым удивлением констатирует его изменения, а некоторые стараются «шагать в ногу». Выбор зависит только от самого человека. Однако сегодня уже не откровением является нехитрый закон: хочешь быть конкурентоспособным, успешным, материально обеспеченным человеком – обязан постоянно меняться, совершенствуя свои знания и навыки. Тот, кто принял правила игры, никогда не сделает выбор в пользу, например, устаревшей техники, средства связи, авто, способа передвижения и так далее. Так же дело обстоит и при более серьезном, основательном выборе – при выборе образования. Как в современных условиях должен быть построен образовательный процесс, отвечающий потребностям времени? Об этом корреспондент 116.ru побеседовал с ректором Академии социального образования (КСЮИ) Искандаром Мухаметзяновым.

Искандар Шамилевич, в прошлом году академии исполнилось 15 лет. Для вуза, как мы знаем, это не срок, но чем-то ведь уже можно гордиться? Как вы сами оцениваете работу академии?

– Естественно, о себе мы можем говорить только в позитивном настроении. Но, вероятно, лучше всего о нашей работе могут сказать наши выпускники, поскольку именно они – непосредственные заказчики образовательных услуг. Если бы образование, которое они здесь получают, было бы дефектным, некачественным, они бы не возвращались к нам за вторым образованием. Да и в целом студентов, наверное, было бы меньше. У нас, в отличие от других учебных заведений, все места только внебюджетные. В природе человека – считать свои деньги, никто просто так не расстанется со своими сбережениями, обменяв их непонятно на что. По крайней мере мне не встречались люди, которые платят за то, что им никогда в жизни не пригодится.

КСЮИ создан в сентябре 1993 года на базе Института среднего профессионального образования Российской академии образования (ИСПО РАО). Входит в состав единого научно-образовательного комплекса. В 2004 году институт получил новый статус – Академия социального образования. Является базовой экспериментальной площадкой Российской академии образования. Образовательное учреждение сертифицировано Международным образовательным сообществом (IES), Лондон. Студентам вуза предоставлена возможность получать международный сертификат IES. Это приложение к диплому признается во всем мире, повышает конкурентоспособность выпускников на отечественном и международном рынках труда. Академия социального образования (КСЮИ) – полноправный член Международной ассоциации университетов, IAU. (Франция).Что такое 15 лет? Для человека это много. Для жизни в современном обществе – это вообще неизмеримый срок. Для нашего вуза – это 15 лет работы. Я считаю, что наша работа в достаточно непростых условиях – уже достижение. А работаем мы при этом эффективно, и это второй плюс. Все это стало возможным благодаря профессиональной команде. Так что самым большим нашим достижением за 15 лет можно считать то, что мы смогли сформировать костяк людей, которые желают и умеют работать.

В последнее время принято говорить об инновационном образовании, о создании так называемых кластеров в сфере образования. Когда в единый комплекс связано начальное, высшее, профессиональное образование, и все это увязано с каким-либо предприятием или целым сектором экономики. Что вы об этом думаете и не желаете стать частью этой системы?

– Что касается увязки разных уровней образования в одну систему, то у нас она уже действует. Люди поступают к нам в колледж, из колледжа переходят в вуз. Те, у кого есть задатки и возможности, уходят в научную деятельность, в ту же самую аспирантуру. И все это – в одном и том же месте, с одними и теми же преподавателями. Это просто три разных уровня развития в рамках одного и того же учебного заведения.

К счастью и к несчастью, но мы не связаны с работодателем. Дело в том, что и раньше, и сейчас, в условиях кризиса, работодатель не способен сформировать заказ на долгосрочную перспективу. Вы помните, как год назад все говорили, что нам не хватает рабочих? Прошел год, и выяснилось, что сейчас они вообще не нужны, потому что все заводы стоят. И в этих условиях, естественно, работодатель не готов формировать кадровую политику минимум на пять лет. За это время все может коренным образом измениться.

Правда ли, что большую долю от ваших студентов составляют те, кто приходит за вторым образованием?

– Совершенно верно. Многие не находят себя на рынке труда в рамках первого образования и приходят за вторым. Также есть достаточный процент тех, кто получает образование не для того, чтобы реализоваться на рынке труда, а просто для себя. Помните, как много говорили о том, что у нас слишком много людей с юридическим и экономическим образованием (точнее – у нас много людей с дипломами об экономическом и юридическом образовании)? И, мол, они не востребованы на рынке труда, в то время как не хватает других специальностей? Но это верно лишь отчасти. Ведь эти люди не обязаны работать юристами или экономистами. Если человек учился на бюджетном отделении, и за него платило государство, то – да, он должен вернуть свой долг. А если он получает второе образование за свой счет, то ему это может быть нужно для собственного развития.

Яркий пример: в этом учебном году к нам пришел студент на первый курс юрфака. Ему 70 лет! Образование юриста ему нужно для того, чтобы грамотно и компетентно общаться с чиновниками.

Приходит учиться на второе высшее и тот же малый и средний бизнес, представители которого не заканчивали (в отличие от дореволюционных времен) коммерческих училищ – это инженеры, поэты, писатели, физики, химики. Им нужны четко структурированные знания. И задача высшей школы – дать им эту структуру. А в эту структуру затем уже ляжет знание законов и подзаконных актов.

Каким должен быть сегодня сам вуз, чтобы быть конкурентоспособным?

– Во-первых, надо решить: а нужен ли вообще вуз в том виде, в котором он был всегда? Классический университет – это замечательно. Но то классическое образование, которое там получают, не соответствует тому, то нужно на рынке. Своим студентам я всегда говорю: «Если вы пришли за знаниями, то, скорее всего, вы пришли не туда. Потому что те знания, которые я вам дам с помощью лекций, семинаров, курсовых, устареют к тому моменту, когда вы выпуститесь. Мир слишком динамичный. Если вы сюда пришли научиться учиться, получить структуру знаний, чтобы знать, где, откуда и что взять, понять логику предмета – а она не меняется – то вы пришли по адресу».

Что такое инновационный вуз? В моем понимании это вуз, который жестко дает структуру предмета и позволяет студенту еще в период обучения сделать свои первые ошибки. В рамках ли технопарка, или на другой площадке. Сделать ошибки не в свободном полете на рынке труда, а в общении с людьми, которые вовремя скажут, где и что он сделал не так.

Для примера: не все население готово работать в бизнесе. Только 10-15% имеют хоть какие-то задатки предпринимателя. Если студент эти задатки научится реализовывать в процессе обучения, то не только он сам будет учиться – будут учиться те, кто рядом с ним. Это, в свою очередь, даст плюс в будущем: если он начнет свой собственный бизнес, с ним рядом будут проверенные люди – те, с кем он начинал в процессе обучения. Это возможно как в технических вузах, так и в гуманитарных (создание студентами юридических консультаций, адвокатских бюро).

Для учебного заведения очень важно не только научить, но и воспитать. Хотим мы или нет, но, интегрируясь в экономическое и культурное сообщество, образовательное пространство, мы теряем свою самобытность. В этих условиях очень важно внедрить в сознание молодого человека какие-то ценности. Для меня самое страшное, общаясь с молодежью, – понимать, что люди готовы получать, но не готовы зарабатывать. Потреблять – это замечательно, это всем нравится. Но для этого нужно и что-то производить! А это мало кого интересует, к сожалению.

Необходимо воспитать у студента желание интегрироваться в современное общество, желание быть полноценным человеком, да и что греха таить – желание вообще быть Человеком. Хотя бы по отношлению к себе, родителям, товарищам по учебной группе.

Насколько сильна воспитательная функция вашего вуза?

– У нас она даже слишком развита! (Смеется.) Мы постоянные лауреаты различных конкурсов. Наш проректор по воспитательной работе недавно защитил кандидатскую по теме воспитания. Это исключительный случай, обычно на эту тему диссертации не защищаются. Уникальная работа, выполненная на материале работы в нашем вузе.

Академия является членом Международной ассоциации университетов LAU (Франция), вы выдаете международный сертификат IES (Великобритания). Какие выгоды выпускникам дает интеграция в международную образовательную систему?

– Есть такое понятие, как Болонский процесс – единое образовательное пространство. Через год мы все будем интегрированы в этот Болонский процесс (начнется процесс вступления России в ВТО – прим. авт.). Студент имеет право реализовать себя за границей. Та аттестация, которую мы проходим, это в большей степени ориентир для иностранных студентов. Потому что они знают, что если они приедут сюда, то здесь они будут получать образование, сертифицированное по их стандартам.

Отслеживаете ли вы судьбу своих выпускников?

– Раньше, вы знаете, было распределение, все учебные заведения отслеживали судьбу выпускников. Но потом, по прошествии времени отработки, так же как и сейчас, никого не интересует и не интересовало, где и как работает человек. К сожалению, это в традициях отечественного образования.

Моя, так сказать, голубая мечта, которую мы начали потихоньку реализовывать – Союз выпускников КСЮИ. Часть наших выпускников реализовала себя в бизнесе, в бюрократии. Они интересны нам, а мы интересны им, потому что мы предсказуемы: они знают, что ожидать от наших выпускников, потому что сами здесь учились. А мы знаем их. И знаем, кого мы можем им предложить. Таким образом, взаимодействие в рамках союза будет основано на взаимовыгодных отношениях.

В некоторой степени мы рассчитываем и на определенную поддержку. В меньшей степени это материальная поддержка, потому что учебное заведение само должно выживать, в большей степени – это моральная, нормативная, законодательная, рекомендательная поддержка. Потому что отнюдь не всегда деньги решают все. Доминантой остается позитивная межличностная коммуникация.

Академия позиционирует себя как базовая экспериментальная площадка Российской академии образования. В чем заключаются эксперименты?

– Инновационые образовательные технологии, новое содержание образования, образовательные программы, научно разрабатываемые в рамках Российской академии образования, проходят первичную апробацию в том числе и в нашем вузе. После получения положительного заключения они рекомендуются для повсеместного использования. Это позволяет нам наработать опыт их применения раньше, чем другим учебным заведениям, быть на шаг впереди. Например, сейчас совместно с РАО и Европейским сообществом мы разрабатываем базовую российскую программу бакалавриата по социальной работе в соответствии со стандартами европейского образовательного пространства.

Одно базовое профессиональное образование на сегодняшний день не позволяет человеку быть конкурентоспособным. У нас очень сильно поменялась экономика. Индустриальный век остался позади. Хотим мы или не хотим, но мы переходим в постиндустриальное общество, где все делается на стыке наук. Нельзя, к примеру, заниматься клонированием человека, зная только медицину. Нужно знать биологию, химию, информатику, право. Имея только одно образование, ты никому не интересен. Тем более что это образование ты получил 10-15 лет назад. И тут может помочь дополнительное профессиональное образование. Постоянно необходимо доучивать или переучивать работника. Пока человек учится – меняются законы, технологии, содержание деятельности. Так что дополнительное образование – это то, что помогает в настоящее время выжить. Не зря же говорят – век живи, век учись.

Мир постоянно меняется. Сначала изобрели книгопечание. До этого написанные от руки книги читали лишь десятки и сотни. После этого их начали читать тысячи. Потом появился Интернет. И сейчас к нему подключены миллиарды, и эти миллиарды одновременно не только потребляют, но и продуцируют информацию. Как не утонуть в этом знании? Для этого и нужно допобразование. Если раньше достаточно было проучиться в вузе, затем раз в пять лет пройти переквалификацию, то сейчас этого мало. За пять лет ты отстаешь от жизни практически навсегда! Поэтому твоя задача – получить логику и структуру знания, и если ты хочешь быть конкурентоспособным, каждый день – как минимум до пенсии – ты должен обновляться. Как обновляется антивирусная база. Или… останешься за бортом!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Отбивает желание исследовать родную землю»: казанец — жестко о туристическом налоге, который скоро придется платить всем
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления