Татарстанцы первыми в России смогут получать необходимые данные из государственных структур по Интернету. Детали этого проекта обсуждались в конце прошлой недели в Москве в Министерстве экономического развития РФ. В совещании приняли участие представители Росрегистрации, Роснедвижимости и Центра информационных технологий РТ.
Планируется, что получение госуслуг в электронном виде в разы сократит хождения населения по кабинетам.
Пилотный проект начнут с регистрации прав на недвижимость. Именно эта услуга у жителей республики пользуется популярностью. В прошлом году татарстанцы 4,3 миллиона раз посещали различные ведомства, собирая документы и справки для регистрации прав собственности. Это, по данным Центра информационных технологий РТ, наиболее популярное место, после лечебных учреждений, куда ходит население (41 миллион посещений в год), и мест оплаты ЖКУ (15 миллионов).
«В электронном виде можно будет направить предварительное заявление для получения выписки из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), Единого государственного кадастра недвижимости, записаться в очередь на прием в Росрегистрацию и Роснедвижимость, а также осуществить платежи, необходимые для получения соответствующих услуг, – сообщили в Центре информационных технологий РТ, который является разработчиком проекта.
Не забудут и тех, кто не имеет доступа ко Всемирной паутине. Для них в госучреждениях будут работать информационные киоски (инфоматы). Посетитель прямо в фойе сможет получить нужные сведения, распечатать бланки заявлений, квитанции на оплату, получить видеоконсультацию у специалиста.
Система регистрации прав в электронном виде будет доступна татарстанцам в первой половине следующего года.
Впрочем, услуги не одной только Регпалаты и Роснедвижимости перейдут на электронные рельсы. Татарстанцы сейчас могут воспользоваться услугами нескольких ведомств – управления Федеральной миграционной службы, Федеральной налоговой службы, ГИБДД, Единого расчетного центра.
В управлении Федеральной налоговой службы корреспонденту 116.ru сообщили, что посетители их сайта могут получить пока три услуги: заполнить налоговую декларацию (правда, принести ее придется лично или отослать обычной почтой), оставить запрос через интернет-приемную и скачать бланки заявлений.
«В следующем году список возможностей и услуг для жителей расширится, – говорит специалист отдела по связям с общественностью и СМИ УФНС по РТ Маргарита Арзуманова.
Недавно на сайте УГИБДД МВД по РТ заработала новая услуга, пользующаяся популярностью у водителей. По госномеру автомобиля можно узнать о том, зафиксировано ли по данной машине нарушение и каков размер штрафа. Здесь же есть и список проштрафившихся, и протоколы, и список машин, находящихся на специализированной стоянке. По данным отдела информационного обеспечения УГИБДД МВД по РТ, после внедрения услуги частота посещения странички возросла в разы – ежедневно сюда поступает до 50 тысяч запросов.
«На сайте действует услуга обмена прав, – рассказывает замначальника отдела информационного обеспечения УГИБДД МВД по РТ Алексей Уточкин. – В электронном виде можно заполнить заявление и отослать его вместе с отсканированными документами по электронной почте. В ответном письме водителю назначат время, когда можно получить новое водительское удостоверение. Это облегчает жизнь и водителю, и нам: ведь мы знаем, какие дни наиболее загруженные, например, на субботу или воскресенье не назначаем. Таким образом, процесс получения нового документа значительно ускоряется. Водитель приходит в назначенное время в МРЭО, его вызывают по громкой связи, остается только сделать фото и получить новые права. С момента внедрения услуги ею воспользовалось уже 200 автолюбителей».
По словам Алексея Уточкина, в следующем году заработает услуга предварительной подачи документов на прохождение техосмотра и регистрации автомобиля. После чего с водителем по электронке согласуют время.
Сократили частоту посещений и в управлении Федеральной миграционной службы. Если раньше нужно было приходить на прием со справками и заполнять документы на месте, затем заверять их по месту работы, после чего вновь идти на прием, то теперь все бланки на получение загранпаспорта вместе с квитанциями можно скачать с сайта и прийти на прием уже с готовыми документами. Итого: вместо пяти этапов действий осталось два: сдать документы и получить готовые.
Насколько те или иные услуги будут востребованы, еще вопрос. К примеру, на сайте Единого расчетного центра любой собственник квартиры после заполнения регистрационной формы получает возможность заполнить счет-фактуру на оплату ЖКУ и распечатать ее. Причем оплатить можно, не выходя из дома, при помощи электронного кошелька (web-money). Однако для этого его еще нужно завести, регулярно класть деньги. По словам директора ЕРЦ Глеба Латыпова, ежемесячно около 2 тысяч казанцев распечатывают счет-фактуру из Интернета и платят виртуальными деньгами.
Суть всех проектов одна – повысить качество услуг, оказываемых населению, и сократить число визитов в одно и то же ведомство. Для этого до 2010 года по проекту «Электронный Татарстан» планируется потратить порядка 27 миллионов рублей.
Пока же большинство госучреждений на своих сайтах ограничиваются размещением актуальной информации и интернет-приемной. А на сайте управления Регслужбы действуют еще и онлайн-камеры, загрузив которые, можно оценить длину очереди.
Фото: Фото с сайта Аrtbatov.ru