Татарстанцы понятия не имеют, чем именно занимается Федеральная антимонопольная служба и для чего она нужна – такой вывод сделали общественные организации города, когда «промониторили» деятельность УФАС по РТ и провели соответствующие опросы. Деятельность ведомства инсперктировали центр гражданского анализа и независимых исследований «Грани», общественная организация в защиту прав потребителей «Правовед» и Казанский правозащитный центр.
В частности, из экспертного опроса предпринимательской ячейки и бизнес-сообщества стало ясно, что в большинстве случаев люди не до конца осознают, чем занимается УФАС. А виной тому ограниченность информации. Наиболее осведомленными оказались те, кто хоть раз напрямую имел дело с этой госорганизацией. Как отмечает председатель правления общественной организации в защиту прав потребителей «Правовед» Наталья Каблова, в целом люди знают про УФАС, но делают выводы о его работе только из названия.
«Хотелось бы видеть эту организацию более прозрачной. К примеру, чтобы УФАС сделала общедоступной отчетность о своей деятельности, причем не только в цифрах», – сказала госпожа Каблова.
Общество не в полной мере осознает, как ему может быть полезен этот орган власти и каким образом он влияет на качество жизни.
«В УФАС могут обращаться с заявлением и простые граждане, если их права были ущемлены. Но здесь не стоит путать антимонопольщиков с комитетом по защите прав потребителей. Есть разграничения в компетенции и сфере влияния, которые, к сожалению, не все знают», – говорит директор центра гражданского анализа и независимых исследований «Грани» Светлана Маковецкая. – Согласно исследованиям, таких заявлений поступает в госорганизацию крайне мало.
Мало кто знает, что в деятельности ФАС существует понятие «социальный монополизм». И любой человек может пожаловаться, к примеру, на необоснованное завышение тарифов того или иного поставщика определенных услуг. Но при этом необходимо заявление, в котором будет изложена суть дела.
Пока же, по мнению экспертов, татарстанское управление антимонопольной службы не имеет собственных приоритетов в работе и в их деятельности нет никакой поправки на особенности региона. А приоритеты пока далеки от чаяний простых людей: это пресечение фактов недобросовестной конкуренции, повышение эффективности контроля в области рекламы, пресечения нарушений в области госзаказов и так далее.
Более того, основные усилия УФАС РТ направлены на предотвращение нарушений в сфере рекламы. В итоге в обществе сложилось мнение, что служба занимается взысканием штрафов с рекламодателей, нарушивших закон «О рекламе».
Сами антимонопольщики долю вины признают.
«Нам важно иметь постоянную обратную связь с гражданами. Пока как таковой ее нет. Сделаем выводы и будем работать в этом направлении», – обещает заместитель руководителя УФАС по РТ Евгений Костюшин.
Как пояснил г-н Костюшин, их работа строится по обращениям заявителей.
«Отправной точки любой проверки является жалоба, поступившая к нам. Мы проводим и внеплановые проверки, но это не основное. К вопросу о рекламной деятельности – из 48 человек действующего штата всего четыре работает по этой сфере. Не стоит говорить, что мы занимаемся только этим».
Однако реальных примеров, когда татарстанское УФАС защитило интересы простых граждан, – по пальцам пересчитать. Последние громкие дела – снижение монопольно высоких цен на бензин и возбуждение дела против поставщика авиакеросина, из-за которого в аэропорту Казани был на несколько дней задержан рейс до Норильска.
Все, что сделано на сегодняшний момент, – выпуск специальной брошюры для населения, где разъяснены возможности антимонопольной службы и когда гражданин может в нее обратиться. Правда, найти ее можно только на официальном сайте татарстанского УФАС.