Сделать проезд лимитированным или же сократить категории льготников предложил сегодня на очередной сессии Госсовета РТ мэр Казани Ильсур Метшин. Заявление градоначальника было обусловлено недостаточной суммой компенсации автотранспортным предприятиям за перевозку льготников. Просили 600 миллионов рублей, а дали около 400.
Напомним, что изначально компенсация, которая полагается автотранспортным предприятиям, согласно закону №70-ЗРТ от 13 ноября 2006 года, вообще не была предусмотрена в статье расходов бюджета на следующий год. Но после того как перевозчики пригрозили, что не будут возить по льготным проездным, деньги нашли. В 2009 году на эти цели планируется выделить около 400 миллионов рублей, 287 миллионов даст республика, остальные средства перечислят из федерального бюджета.
Интересы транспортников в Госсовете лоббировали депутаты-транспортники Асфан Галявов (он возглавляет МУП «Метроэлектротранс), Наиль Садриев (руководитель ПАТП-4) и мэрия Казани. Первые просили выделить на эти цели 971 миллион рублей, мэрия скромно попросила 600 миллионов. Однако обе поправки были отклонены. Также депутаты согласились покрыть долг этого года – перевозчикам Казани возместят 96 миллионов рублей.
Эта сумма вызвала бурное обсуждение. Депутат Наиль Садриев сообщил, что после введения электронных проездных и автоматизированной системы учета льготников есть достоверная информация и о числе льготников, и о том, сколько каждый из них совершает поездок и куда ездит. А главное – в какую сумму это обходится.
«Выделенная на Казань сумма 96 миллионов рублей на этот год и 169 миллионов на 2009 не отражает реальной ситуации, – сказал депутат. – Это менее 30% от суммы убытков, которые несут перевозчики».
Региональный стандарт, рассчитанный правительством РТ, депутат назвал суррогатом. Ведь компенсируют всего 8,5 рубля, тогда как проезд в общественном транспорте стоит от 10 до 15 рублей. В месяц перевозится более 115 тысяч льготников, каждый из них совершает в среднем 50 поездок. Куда девать выпадающие доходы (около шести рублей с каждой поездки)? Как сообщил Наиль Садриев, свои убытки перевозчики начали покрывать в ущерб безопасности: экономят на запчастях, реже меняют масло, заливают плохой и, следовательно, дешевый бензин. При этом средняя зарплата в сфере перевозок порядка 11 тысяч рублей.
«О каком качестве обслуживания пассажиров тогда можно вести речь?» – спросил депутат.
Отстаивать интересны транспортников попытался и мэр Казани Ильсур Метшин.
«За перевозку льготников должен платить тот, кто предоставляет льготу, – говорит градоначальник. – Есть простое решение. Если правительство не дотирует транспортные предприятия, то надо либо уменьшать количество поездок, либо ограничивать категории льготников, например, исключить из списка военнослужащих. Или транспортники так и должны в убыток работать?».
Мэрия Казани сейчас между двух огней. И в том, и в другом случае республиканский закон нарушается: процедура предоставления льгот и категории льготного населения прописаны, порядок возмещения транспортникам расходов по их перевозке – тоже. Что предпримут в этой ситуации транспортники: будут работать в убыток, откажутся возить по электронным проездным или вообще уйдут из сферы перевозок, как это уже сделали три АТП, сказать пока сложно.
«Предметно поговорим после того, как мы ознакомимся с конкретными цифрами», – сообщил корреспонденту 116.ru заместитель директора АТП-4 Игорь Григоров, подтвердив только, что выделенная компенсация не покроет всех убытков.
А вот с предложением мэра сделать поездки лимитированными Игорь Григоров полностью согласен. «Если разделить 274 рубля (столько стоит льготный проездной) на стоимость проезда (15 рублей), то льготник сможет совершить 17-18 поездок в месяц», – говорит представитель одного из крупных АТП Казани.
Что касается выделенных на этот год 96 миллионов, то в мэрии Казани сообщили, что эти деньги будут делиться между автотранспортными предприятиями пропорционально числу перевезенных ими льготников.
Фото: Фото Рамазана ИСЛАМОВА