5 ноября суд Московского района Казани вынес решение по гражданскому иску жительницы Нижнекамска Веры Янковской. Согласно судебному решению, четыре городских медучреждения должны выплатить истице в общей сложности 800 тысяч рублей компенсации. Именно в такую сумму районный суд оценил моральный вред, нанесенный Янковской смертью ее 28-летней дочери Юлии, ставшей жертвой врачебной ошибки.
Юлия Янковская умерла в реанимации 16 горбольницы 14 июля 2002 года. В течение недели врачи 9, 12 и 16 больницы и 12 поликлиники не могли распознать у девушки воспаление легких и заставляли ее лечиться от других заболеваний. Лишь когда ее состояние ухудшилось, и девушка стала терять сознание, врачи поставили ей правильный диагноз. Но было уже поздно: через несколько часов она скончалась.
Первое недомогание Юлия почувствовала за неделю. У девушки несколько дней болела голова, и она обратилась в «свою» 12 поликлинику, где врачи диагностировали остеохондроз и выписали ей соответствующие лекарства. На следующий день у Юлии поднялась температура, врачи заподозрили ОРВИ. С каждым днем девушке становилось хуже, но врачи отказывались проводить полное обследование и госпитализировать ее. С ухудшением состояния менялись лишь диагнозы. Пациентке Янковской определяли хронический бронхит, острое нарушение мозгового кровообращения, менингит и острый остеохондроз. В день смерти врач инфекционной больницы обследовал Юлию по подозрению на менингит и пришел к выводу, что у нее двухсторонняя пневмония и плеврит, причем уже в стадии легочной и сердечной недостаточности, когда ничем помочь было нельзя.
После смерти девушки прокуратура возбудила уголовное дело. Расследование выявило «ошибки, которые привели к несвоевременной диагностике пневмонии и позднему началу лечения».
«Следователи провели полный анализ всех фактов и выявили грубейшие врачебные нарушения, – рассказывает 116.ru мама девушки Вера Янковская. – Врачи не обращали внимания на тяжелое состояние Юли, все время отправляли ее лечиться домой, не госпитализировали, вовремя не перевели в реанимацию, когда диагноз был поставлен, а там назначили не те лекарства и так далее. Даже вскрытие было проведено с нарушениями. Следователи предлагали мне провести эксгумацию тела Юли, но к тому времени я познакомилась с родителями, у которых погибла дочь также из-за врачебной ошибки. У нее что-то было с желудком. Когда ее тело эксгумировали, внутренних органов не оказалось. Исследовать было нечего. В итоге я не позволила делать эксгумацию тела Юли. Из-за этого прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела».
После этого Вера Янковская подала в суд на четыре городских больницы, в которых «лечили» ее дочь. Компенсацию морального вреда она оценила в пять миллионов рублей. Суд первой инстанции не нашел «объективных оснований» для судопроизводства и отклонил иск. Вера Янковская подала кассационную жалобу в коллегию по гражданским делам Верховного суда.
«Я не рассчитывала на положительное решение, – рассказывает она, – но Верховный суд вернул дело на повторное рассмотрение в новом составе. Мой иск был частично удовлетворен. Три больницы и городская клиника должны возместить от 150 до 250 тысяч рублей каждая, в общей сумме 800 тысяч рублей. Я не согласна с таким решением и буду его обжаловать. Юля – моя единственная дочь. После ее смерти никто не понес никакого наказания. Если понадобится, я дойду до Европейского суда».
Администрации больниц, которые должны компенсировать Вере Янковской моральный вред, с судебным решением не согласны и собрались обжаловать решение московского райсуда.
«Возможно, в суде выступали неграмотные юристы, которые возложили вину на больницу, – сообщил 116.ru главврач 12 горбольницы Тауфик Сафин. – Я не согласен с трактовкой судьи, которая вынесла решение. Со своей стороны больница обеспечила пациентку всем необходимым, и я как главный врач сделал все, что от меня требовалось. Все оборудование у нас исправно, оно было предоставлено в пользование врачу, все лаборатории у нас работают.
Если в деле фигурирует врачебная ошибка, то должен отвечать за нее врач, а не все учреждение. Пусть эту сумму взыскивают с конкретного виновного. Мне по-человечески жалко мать, у которой умерла дочь. Но больница здесь совершенно ни при чем, в суде неверно сформулировано решение о вине медицинского учреждения в «ненадлежащем оказании помощи больницей». У меня нет никакого сомнения, что по нашей кассационной жалобе в Верховном суде некоторые моменты в деле будут пересмотрены. Конкретно снимут вину с нашего врача-невролога».
Для Веры Янковской это означает то, что многолетний судебный процесс еще не закончен, и неизвестно, сколько еще времени понадобится, чтобы в этом деле была наконец поставлена точка.
...Юлия Янковская до последнего дня работала скрипачкой в оркестре «Казан Нуры».
«Она запомнилась нам жизнерадостной девушкой, улыбчивой, большая заводила была, веселая, – рассказал корреспонденту дирижер оркестра Расих Ильясов. – Нам ее очень не хватает». У Юлии Янковской растет девятилетняя дочь.
116.ru будет продолжать эту тему.
Фото: Фото из архива семьи Янковских