С 27 октября и по 7 ноября казанские журналисты в рамках проводимой МВД акции «Мы верны долгу» пробуют себя в роли сотрудников милиции, заступая на службу при полном обмундировании. Кто-то отправился в дежурку, кто-то – в полк ДПС, корреспондента 116.ru же привлекла «передовая», поэтом он был командирован в угрозыск.
Перед отправкой журналистов напутствовал глава МВД РТ Асгат Сафаров: «Быть может, ваш свежий взгляд поможет нам, откроет что-то новое. То, что мы упускаем в силу зашоренности».
В среду вечером корреспондент 116.ru заступил на дежурство с уголовным розыском Вахитовского РУВД Казани. Облачившись в форму, с легкой руки «коллег» сразу же получил «лейтенанта». А от одного из майоров корреспондент еще и дополнительное почетное звание – «самого небритого и нестриженого сотрудника милиции».
Дежурство началось в кабинете напарника по смене старшего лейтенанта Зульфата – милиционера опытного, не один год проработавшего в органах. Сотрудники доброжелательно отнеслись к появлению чужака в стане. Хотя, если честно, ожидал выражения лица типа «навязали на мою голову». Из соседних отделов даже заходила милицейская молодежь и зачем-то интересовалась зарплатой журналистов. Но расколоть акулу пера не удалось. Позже, когда на «внедренца» нагляделись вдоволь, посещения прекратились и в полутемной комнате воцарилась тишина. Чтобы не заполнять неловкие паузы созерцанием друг друга, старший лейтенант принялся за письменную работу.
«Дежурство всегда проходит по-разному, – объяснил вдруг Зульфат трехчасовое затишье. – Иногда все тихо, а порой даже поесть некогда, такой ужас творится». К ужасам относятся грабежи, убийства, разбои, кражи, драки, происходящие на подведомственной территории. Но в тот вечер журналистского дежурства, как назло, не происходило ровным счетом ничего... Еще час ожидания, и... пришло время подкрепиться. Трапеза на дежурстве началась с заваривания лапши быстрого приготовления. «Вот так вот мы питаемся», – говорит второй напарник старший лейтенант Айрат. От предложения перекусить пришлось отказаться. Голод, конечно, не тетка, но и заварная лапша не мать.
Аромат быстросупа подавил всякое желание закрыть глаза и прилечь хотя бы на пару часов, чтобы скоротать время.
«Телевизор или радио нам не запрещены, но ведь на это все нужны деньги», – пояснил Зульфат. Затишью на поле криминала он в отличие от корреспондента 116.ru был искренне рад. Не успел обед закончиться, как на пороге возникли парень с девушкой. Последняя с гордостью заявила, что потеряла мобильный телефон в «МакДоналдсе». Началось разбирательство. И только корреспондент начал дремать, как в кабинете появился Зульфат. Оперативник сообщил, что на улице Салимжанова произошло ограбление квартиры.
Группа, состоящая из оперативника угрозыска, следователя, эксперта и корреспондента 116.ru, тут же выехала на место. На пороге квартиры в элитном доме милиционеров встретила хозяйка.
«А нас вот ограбили!» – истерично похвасталась женщина. Картина, представшая взору: вещи разбросаны по всей квартире, шкафы вывернуты, дверь в одну из комнат выломана вместе с косяком, тумбочки перевернуты. Квартира была дорого обставлена. Хозяин ее – один из чиновников. Хорошо живут у нас чиновники! Ущерб, оцененный хозяевами, составил несколько десятков тысяч рублей. От ограбления не спасла даже железная дверь от известного производителя. Ее злоумышленники открыли без видимых повреждений.
«Для профессиональных домушников такие двери не являются преградой. Они очень легко вскрываются», – объясняет Зульфат.
«Я бы на месте хозяев поставил сигнализацию и не беспокоился бы ни о чем, – тут же замечает прибывший на место участковый милиционер с улыбкой до самого козырька фуражки. – Я 17 лет работаю участковым и все время поражаюсь людям. На сегодняшний день самый эффективный способ сберечь имущество – ставить сигнализацию! А они все надеются на волшебные двери».
Кинологическое обследование квартиры не принесло результатов. «Хозяева тут изрядно потоптались уже, собака не может взять след», – вновь поясняет Зульфат. Вечер, плавно перетекающий в ночь, продолжается опросом местных бабушек, работой эксперта в каждой комнате, выяснением обстоятельств у потерпевших. Муторная работа...
«Нет, ну вы подумайте, эти гады еще и шампунь для жирных и нормальных волос из ванной утащили», – возмущается хозяйка. Более того, воры не побрезговали и початым тюбиком зубной пасты. Зульфат поясняет, что таким образом домушники порой забавляются. «Иногда хороший «улов» отмечают прямо в разграбленной квартире. Бывали случаи, когда у хозяев выпивали дорогой коньяк, кушали конфеты, опустошали холодильник», – говорит милиционер.
Все завершается по истечении нескольких часов (!). Уже по пути «на базу» в раздолбанном милицейском уазике Зульфат рассказывает, что подобные преступления раскрываются сложно. Воры почти не оставили следов, а соседи ничего не видели. Любая бабуля знает, какого цвета носки у ее соседей. Однако, как правило, когда происходит подобное, пенсионерки ничего не слышат и не видят. Но следом за милиционерами едут потерпевшие, которые, естественно, жаждут найти и наказать злоумышленников по всей строгости закона. А это значит, что работы сотруднику угрозыска предстоящей ночью предстоит с лихвой. И это еще спокойная ночка выдалась. Интересно, что бывает в беспокойную?
Время перевалило за полночь, и дежурство для корреспондента 116.ru закончилось. Но у милиционеров по графику оно продолжится еще до 8 часов, после чего последует заслуженный сон. Последнее впечатление, оставшееся от дежурства, – облегчение. И неподдельное сочувствие милиционерам. Впрочем, как философски заметил на прощание Зульфат, работу нужно любить, и тогда работа будет любить тебя.
Фото: Фото автора