Сегодня, 22 октября, заключительный день IV международного фестиваля исламского кино «Золотой минбар». По этому поводу члены фестивального жюри собрались в министерстве культуры Татарстана, где дали итоговую пресс-конференцию.
В этом году в жюри «Золотого минбара» вошли восемь человек – актеры, режиссеры, кинокритики и киноведы. Для каждого из них участие в фестивале мусульманского кино было первым опытом, поэтому все спешили поделиться с журналистами своими впечатлениями. Кинокритики не стали подробно останавливаться на программе фестиваля и обсуждать работы конкурсантов. Экзаменаторов «Золотого минбара» больше волновали другие проблемы. В жюри обсуждали две темы: религиозную и организационную стороны фестиваля.
Прошел слух, что в этом году призеры «Золотого минбара» останутся без денежных премий. К сожалению, 116.ru никто не смог подтвердить или опровергнуть эту информацию. Также никто из членов жюри не осведомлен о денежных призах, поскольку этот вопрос входит в компетенцию организаторов фестиваля. Как сказал кинорежиссер Реза Мир-Карими, «у меня сложилось впечатление, что создатели фильмов-победителей не получат денежные призы. Это неправильно. Я бы хотел сказать организаторам фестиваля, чтобы они тратили больше денег на фестиваль, что, несомненно, скажется на его качестве». Киновед Марина Разбежкина также призвала организаторов фестиваля тратить больше денег.
«Не жалейте средств, и у вас будет прекрасная фестивальная программа, на которой будут представлены самые достойные фильмы. В этом году конкурсная программа меня удовлетворила не полностью. Я увидела несколько великолепных работ, но в основном фильмы были среднего или ниже среднего уровня».
V Международный фестиваль мусульманского кино проходил в Казани с 16 по 22 октября. В конкурсе фестиваля приняли участие10 художественных, 13 документальных и 11 короткометражных картин. Жюри возглавил кинорежиссер Болотбек Шамшиев. В качестве специальных гостей в Казани побывали Эльдар Рязанов, Алла Сурикова, Борис Невзоров, Виталий Безруков, Алексей Булдаков, Марк Дакаскос, Елена Драпеко.
Вполне возможно, что денежные трудности организаторов «Золотого минбара» связаны с бушующим кризисом на финансовых рынках. Тем более что за день до открытия фестиваля министр культуры Татарстана Зиля Валеева косвенно подтвердила это, рассказав журналистам, что организаторы кинофеста были вынуждены обратиться с просьбой о финансовой помощи к компании «ЛУКойл» и банку «Русский стандарт».
Большое внимание у членов жюри вызвал вопрос о наполнении фестиваля, который носит название «мусульманский». Камнем преткновения здесь послужил фильм внеконкурсной программы «Кусь-кусь и барабулька». Лента содержала постельные сцены, и возмущенные мусульмане покидали кинотеатр во время ее просмотра. С протестующими не согласилась Марина Разбежкина. «Мы живем в светской стране, и Татарстан – тоже светская республика,– заявила киновед, – нам показывают фильмы о людях, о любви, и эти люди любят друг друга. Что в этом плохого?»
«Нам надо определиться – это фестиваль мусульманского кино или фестиваль мусульманских ценностей,– согласился с коллегой киновед Ногербек Бауыржан Рамазанулы, – что касается фильма «Кусь-кусь и барабулька», то я могу сказать, что на фестивале было представлено несколько иранских фильмов, которые тоже содержат постельные сцены, но эти сцены были сняты по канонам мусульманского кино, без лишней демонстрации».
В конце пресс-конференции 116.ru задал вопрос единственному в жюри представителю европейского кинематографа Ханс-Иохиму Шлегелю. Киноэксперт согласился, что в России большая свобода в обсуждении проблем мусульманской общины и ее взаимодействия с другими конфессиями.
«У «Золотого минбара» есть опасность скатиться в пропасть чистой коммерции. Посудите сами, кому будут нужны татарские фильмы, если они будут копировать Голливуд. Татарам нужно сохранить свою самобытность – это самое главное. И диалог между мусульманами и другими религиями должен быть взаимным, а не так, что собеседник пытается переделать своего оппонента по своему подобию», – подчеркнул господин Шлегель.
В заключение члены жюри сошлись на том, что фестиваль молодой и испытывает все проблемы комплекса роста, но, тем не менее, имеет большое будущее.
Фото: Фото с сайта Тatarkino.ru