Вчера, 28 сентября, в эпопее слухов о смерти президента Татарстана Минтимера Шаймиева была поставлена точка. Глава республики прибыл в шестом часу вечера в казанский аэропорт и отправился на матч «Рубина». Как и планировал.
Напомним, в пятницу одно из скандальных интернет-изданий опубликовало видео и фотосъемку президента на отдыхе в Кемере. После чего уже практически не осталось сомнений, что с Минтимером Шаймиевым все в порядке.
Вчера перед началом игры на стадионе было объявлено о присутствии президента, болельщики зааплодировали, а Шаймиев помахал в ответном приветствии. В перерыве между таймами глава республики даже дал экспресс-комментарий одному из спортивных телеканалов. «"Рубину" надо держать ухо востро, успокаиваться нельзя. Нужно побеждать еще в трех-четырех играх», – сказал президент. Правда, несмотря на поддержку VIP-гостя, на своем поле команда уступила «Москве» со счетом 0:1.
Президент выглядел загоревшим и бодрым, тем самым окончательно развеяв предположения, что его после инфаркта долечивали в Германии. Интернет-пользователи тут же отреагировали на это сообщение. Около пяти часов утра блоггер Ирек Муртазин выложил на своей страничке в Живом журнале пространное обращение к президенту: «Слава Богу, Вы живы. Совершенно искренне говорю. Впрочем, мог бы и не говорить, Вы же меня знаете, врать не умею, заблуждаться – да, а вот сознательно врать – увы…» Бывший пресс-секретарь объяснил причины своего участия в распространении слухов о смерти президента: «Слухи усиливались, а чиновничество не знало, что делать. Это был как нарыв на теле, который все разрастался и разрастался…. И что сделал я? Фактически взял скальпель и надрезал этот надрыв. А теперь представьте, что было бы, если я не надрезал нарыв? Слухи бы разрастались и разрастались и в конечном счете парализовали бы республику».
К сожалению, узнать от автора поста, чем мотивировано такое обращение, не удалось – тот отключил телефон. Возможно, этим своего рода покаянным письмом хотел отвести удар от своей семьи. Вчера стало известно, что от эфиров программы «Вести-Татарстан» на телеканале ГТРК отстранена жена Муртазина Лейсан Ситдикова. Корреспондент 116.ru дозвонился до супруги блоггера.
«У меня состоялась беседа с зампредседателя компании. Подробности я разглашать не буду, но связано это с высказываниями моего мужа. С этого понедельника должна была начаться неделя моих эфиров, но еще со среды меня отстранили от утренних, дневных и ночных эфиров. В таких условиях я сочла невозможным продолжать работу на телеканале. С понедельника я официально нахожусь в отпуске», – сообщила Лейсан Ситдикова. Как рассказала экс-телеведущая, коллеги к ее уходу отнеслись по-разному: кто-то поддержал, а кто-то в открытую позлорадствовал. Прежде чем завершить разговор, она предположила: на телекомпании ее уход объяснят сменой информационной сетки: «На самом деле она изменилась только тем, что там теперь нет меня...»
«На данный момент на телеканале идет ротация телеведущих, поиск новых лиц, – заявила корреспонденту 116.ru заместитель директора филиала ВГТРК ГТРК «Татарстан» Ирина Субеева. – Мы предлагали Лейсан должность продюсера выпуска новостей, и изначально ее это устроило. Сейчас она находится в отпуске, и вот только что мне принесли заявление на увольнение. С чем связано ее решение, я не знаю».
Насколько комментарии всех замешанных в скандале сторон соответствуют истине, редакция 116.ru судить не берется. Оставим это право соответствующим органам. В этом сомнительном деле о слухах не завершен только один эпизод – возбужденное 18 сентября уголовное дело. Как сообщили корреспонденту 116.ru в Следственном комитете при прокуратуре РТ, компьютеры блоггеров, распространявших информацию о смерти президента, изъяты и до сих пор находятся на экспертизе. Наказание, которое может грозить виновному, – штраф либо арест до полугода.
Так и остается неясным, кому была выгодна «смерть» президента. Передела собственности или резкого роста цен в республике не произошло. А падение акций «Татнефти», по словам специалистов, не более чем совпадение.
По мнению аналитика ИК «Финам» Владислава Исаева, влияние слухов о кончине Минтимера Шаймиева на акции «Татнефти» можно считать малосущественным. «Бумаги нефтяной компании чувствовали себя на уровне рынка, а значит, падали так же, как и остальные акции российских эмитентов. И такая тенденция к снижению наблюдается не последние недели, а уже четыре месяца. За все это время акции «Татнефти» потеряли половину своей рыночной стоимости».
Выходит, что ничего экстраординарного не произошло: ни падения акций, ни громких скандалов. Обошлось на уровне взаимных перепалок с голубого экрана и в Живом журнале. Но даже не они вызывают нехороший осадок. Если верить одним, ложные слухи, над которыми смеялись и сам президент, и его окружение, кто-то принял довольно всерьез. Так что это обернулось травлей на рабочем месте – не где-то на отсталом производстве в глухой деревне, а в СМИ, которые принято считать оплотом гражданского общества. Если прислушиваться к иным точкам зрения – история выглядит не лучше: попытка сделать пиар на ложных слухах о смерти. Финита ля комедия. Только с какой стороны ни бери – с гадким концом. Пожалуй, один главный урок все-таки извлекут. Болтать в сети теперь будут осторожнее.
Фото: Фото Руслана ИШМУХАМЕТОВА