Город Татары признали кряшен

Татары признали кряшен

В начале 2009 года при Институте истории Академии наук Татарстана откроется Центр по исследованию истории и культуры кряшен (самоназвание крещеных татар) Такое решение было принято в минувший вторник на заседании президиума АН РТ...

" src=

В начале 2009 года при Институте истории Академии наук Татарстана откроется Центр по исследованию истории и культуры кряшен (самоназвание крещеных татар) Такое решение было принято в минувший вторник на заседании президиума АН РТ. Как рассказал 116.ru заместитель директора института Фарид Султанов, в ближайшее время кабмин РТ утвердит размер финансирования и штатное расписание центра, руководить которым, скорее всего, станет представитель крещеных татар, доктор наук Геннадий Макаров. По словам Фарида Султанова, направление работы будущего центра и его концепцию еще только предстоит обсудить на заседании ученого совета института. Работы историкам предстоит много. Дело в том, что кряшенская народность до последнего времени не изучалась официальной наукой. Неизвестно и то, сколько кряшен проживает сегодня в Татарстане. По разным данным, их численность составляет от 20 до 200 тысяч человек.

«Мы ждали этого 19 лет, – рассказывает 116.ru руководитель городской общественной организации народности кряшен Мария Семенова. – И, в конце концов, добились того, что нас услышали. У кряшенской общины было всего четыре просьбы к властям Татарстана: фольклорный ансамбль при поддержке минкульта РТ, научный центр по кряшеноведению при Академии наук и свое помещение. Все это теперь выполнено и не может не радовать. Осталась последняя, четвертая просьба: чтобы в Татарстане было официально принято название нашей народности – кряшены. Мы не хотим, чтобы нас называли крещеными татарами. Ни один кряшен так себя не назовет. Тут тоже есть очень хорошие изменения, нас все чаще и чаще определяют именно так. Осталось это закрепить в законодательном порядке».

Крещеные татары – субконфессиональная группа поволжско-приуральских татар. Формировались в процессе христианизации тюркских народов Поволжья и Приуралья в XVI-XVII веках. После ослабления политики христианизации часть крещеных татар отпала в ислам (Татарский энциклопедический словарь).

С 90-х годов общественное мнение в Татарстане подталкивалось к мысли о том, что татарский народ един и делить его на религиозные группы недопустимо. В преддверии Всероссийской переписи населения в 2002 году в Казани большим тиражом распространялись цветные буклетики «Мы, татары, едины». В которых критиковалось страстное желание кряшен записываться отдельной от татар народностью. На самих кряшен, по их свидетельству, оказывалось давление. Во время переписи конфликт между татарами и кряшенами достиг своего апогея. Республиканские власти дали прямое указание обозначать кряшен в листах переписи только как татар. Протестуя, многие из них в графе «национальность» указали себя русскими. Сегодня кряшены внесены в перечень народов Татарстана как субконфессиональная группа татарского народа. Но их официальный статус до сих пор никак не закреплен «Мы не хотим отделяться от татарского народа, – говорит Мария Семенова, – но у кряшен другая история и другая судьба, отличная от татарской истории, даже имена разные. С этим ничего не поделаешь. Мы не конфликтуем ни с кем и не собираемся это делать. На протяжении всех этих лет мы старались донести до власти нашу точку зрения, хотели, чтобы нас поняли. Надеемся, что нам это удалось».

«От того, что русский стал мусульманином, он же не перестал быть русским, – удивляется лидер партии национальной независимости «Иттифак» Фаузия Байрамова. – Так же и кряшены продолжают говорить на татарском. Они такие же татары, насильственно крещеные в прошлом. А что касается официального закрепления названия «кряшены», то как филолог могу сказать, что оно также происходит от глагола «крестить», и принципиальной разницы между «крещеными татарами» и «кряшенами» нет. Это же смешно!»

Тем не менее, несмотря на противоречивые мнения татар и кряшен, решение официальных властей – открыть при Академии наук РТ Центр изучения истории и культуры крещеных татар – свидетельство тому, что внутриэтнический конфликт между татарами-мусульманами и татарами-христианами подходит к концу.

Фото: Фото с сайта Рravoslavie.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Отбивает желание исследовать родную землю»: казанец — жестко о туристическом налоге, который скоро придется платить всем
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Рекомендуем
Объявления