Власти Казани озаботились качеством учебной подготовки подрастающего поколения к универсиаде 2013 года. Стремясь преподнести гостям студенческих игр город и его жителей в лучшем свете, будущих выпускников обучат истории Казани и английскому языку.
Сейчас разрабатывается целевой проект «Успешное образование», который включает в себя ряд новшеств в преподавании. Проект планируется реализовать в ближайшую пятилетку, как раз к началу всемирных студенческих игр в Казани. Одной из приоритетных целей проекта является подготовка грамотных выпускников школ, которые могут послужить гидами-волонтерами на предстоящей универсиаде. Чтобы зарубежные гости не испытывали дискомфорта при общении с гидами, школьников необходимо качественно обучить языку.
Одним из пунктов целевой программы «Успешное образование» значится внедрение в школы предмета «казановедение» на английском языке. Начальник управления образования исполкома Казани Ильсур Хадиуллин заметил на сегодняшней пресс-конференции, что знать иностранный язык необходимо всем. «Мы должны владеть английским языком к универсиаде на таком же уровне, как владеем русским и татарским. Будем обучать детей, руководителей и педагогов поэтапно в течение пяти лет», – подчеркнул глава управления.
Чиновник считает, что такая задача осуществима, потому как заинтересованность детей в изучении английского языка даже больше, чем татарского. «У нас есть надежда, что получится обучить детей и руководителей образовательных учреждений хотя бы разговорному английскому», – сказал Ильсур Хадиуллин. При этом сам же озвучил неутешительные данные об успеваемости школьников по основным предметам. К примеру, по результатам последнего ЕГЭ 28% экзаменуемых получили двойки по математике, несколько процентов также не сдали русский язык. Показатели улучшились только после повторного тестирования.
Внедрение нового предмета должно пройти без ущерба другим дисциплинам. Но как этого достичь при неизменном количестве учебных часов? Этим же вопросом задается директор школы №9 Ново-Савиновского района Казани Галина Латышева. «Я считаю, что региональный компонент через специальный предмет необходим. С другой стороны откуда мы возьмем часы для занятий? Кружки во всех школах сократили, количество английского языка тоже. Если предмет отдадут вести руководителям на классных часах, то этого будет недостаточно. Тем более не все они владеют английским языком», – сказала директор корреспонденту 116.ru.
По ее словам, учебные планы уже утверждены, и в них нет специально выделенных часов. «Процент успеваемости у нас и так не очень высокий. По большому счету учиться хотят немногие. Но я не думаю, что дополнительные предметы перегрузят наших учеников. Это необходимо. Вопрос в другом. Где нам взять часы для занятий? Учебные планы очень жесткие», – сообщила Галина Латышева.
Директор гимназии №122 Ольга Тигина также убеждена, что предмет не отразится на успеваемости. «Я думаю, что детям это только понравится. На успеваемости это не должно сказаться, ведь любые дополнительные знания пойдут только на пользу. Это не такая уж большая нагрузка», – отметила Ольга Тигина 116.ru.
Трудно назвать большой нагрузкой и изучение основных школьных предметов. Но результаты ЕГЭ многозначительны. Не упустить бы предметы первой необходимости в пылу подготовительной кампании к универсиаде. Хотя директор школы №9 Галина Латышева связывает плохую успеваемость не с образовательным процессом, а с самим учениками. «Во многом все зависит от наследственности и многих социальных факторов. Неправильно обвинять в плохой успеваемости учителей и систему образования», – считает директор.
В любом случае проект «Успешное образование» в ближайшее время подкорректируют, и он заработает в полную силу. К универсиаде 2013 года городу нужны квалифицированные англоговорящие волонтеры со знанием истории Казани. Подготовку таких кадров, по мнению властей, нужно вести со школьной скамьи.