40 знаменитых архитекторов и несколько десятков архитектурных творческих групп со всего мира съедутся в столицу Татарстана. 26 августа в Казани стартует международный проектный семинар «Градостроительная реорганизация и развитие приволжских территорий Казани». Городская мэрия ставит перед архитекторами задачу – разработать проект полного переустройства южного промышленного района Казани – от речного порта до Республиканской клинической больницы. В планах у казанских властей – вывести промышленные предприятия из этой части города и построить здесь элитный административно-жилой район.
Уже не первый раз казанские власти задаются целью возвести свой «Манхэттен на Волге» со всеми его атрибутами – небоскребами, деловыми центрами и массой населения. Два года назад мэрия разрабатывала проект застройки правого берега Волги в районе Верхнего Услона, для чего предполагалось засыпать речную акваторию на 12 километров. Но тогда запротестовали экологи, и об амбициозных планах пришлось забыть. Сегодня казанские власти примеряются к южному району города. По оценке советника мэра по архитектуре и градостроительству Татьяны Прокофьевой, это самая выгодная территория в городе для строительства жилья.
Проект переустройства этой части Казани еще только предстоит разработать, но основные его черты можно увидеть уже сейчас. Как рассказала 116.ru архитектор «Татинвестгражданпроекта» Анна Акатьева: «Южная промышленная часть Казани в районе речного порта потребует полной реконструкции. Возможно, вся его промышленная инфраструктура будет перенесена в другой район. Также планируется перенести на улицу Воровского здание железнодорожного вокзала. А освободившаяся территория будет рекультивирована и облагорожена. Появятся долгожданная волжская набережная, места для отдыха, прогулочные дорожки и новые жилые комплексы. В случае реализации этого проекта Казань последует примеру Англии, где в одном из городов на месте портовых доков велась застройка жилыми домами».
Как пояснил 116.ru начальник архитектурного управления Казани Эрнст Мавлютов, проект переустройства этого района Казани должен исправить ошибки архитекторов столетней давности. Например, постройка городского вокзала в конце XIX века отрезала казанцам доступ к берегу Волги, из-за чего в городе столько лет не было своей набережной. Это недоразумение еще только предстоит устранить. Такая же ситуация складывается и с промышленными предприятиями, многие из которых будут вынуждены переехать в другое место. По словам Эрнста Мавлютова, перенос предприятий, кроме оборонных заводов, будет осуществлен за счет них самих. Опасения горожан, что освободившаяся территория превратится в закрытый район для элиты, куда доступ простым казанцам будет закрыт, Эрнст Мавлютов отверг сразу же. «Конечно, ближе к берегу Волги будет строиться элитное жилье, но в направлении к центру города, ближе к лесопарковой зоне, мы планируем возвести жилье социальное», – подчеркнул чиновник.
Кроме того, в этом районе будет построен новый мост через Волгу и появятся современные дороги. Неясными пока остаются вопросы о финансировании и сроках реализации проекта. По словам советника мэра по архитектуре Татьяны Прокофьевой, «финансирование будет смешанное. Участие в проекте примет государство. Также мы планируем привлечь частных инвесторов». Что касается сроков реализации, то в управлении архитектуры Казани больше склоняются к мысли, что работы начнутся после завершения летней Универсиады-2013. В конце нашей беседы Эрнст Мавлютов призвал казанцев принять активное участие в обсуждении проекта. Сам проект появится только через год – летом 2009 года, когда будут подведены итоги международного архитектурного семинара.