История с татарстанскими призывниками, проходившими службу в 242 учебном центре ВДВ в Омске, так бы и осталась историей униженных и оскорбленных, если не новые подробности дела.
Напомним, что в конце июля один из татарстанских парней позвонил своей сестре и сообщил, что в учебном центре воинской части под Омском, в поселке Светлый, молодых ребят унижают и избивают старослужащие. Сестра парня позвонила в военкомат и в прессу. Представители СМИ отреагировали незамедлительно. Корреспонденты программы «Город» телекомпании «Эфир» показали на весь Татарстан кадры, где женщина рассказывает со слезами на глазах о том, что над молодыми ребятами измываются старослужащие, голыми кладут спать в одну кровать. Сюжет вызвал мощный общественный резонанс. Уже через пару дней, 21 июля, из Татарстана в учебный центр ВДВ под Омском вылетела делегация во главе с первым заместителем премьер-министра РТ Равилем Муратовым.
Такое событие тем более обеспечило СМИ рейтинговыми сюжетами. Откликнулась и одна из крупнейших федеральных газет. Статья о пятерых татарстанских призывниках, оказавшихся в воинской части, где творится беспредел, была написана живо и эмоционально.
Солдат свидетельствует
Что же на самом деле произошло в омской части и почему солдаты прибыли на гражданку, корреспонденту 116.ru удалось узнать у одного из пятерых татарстанских солдат Владимира Качанова, который согласился рассказать все незадолго до отбытия на службу.
«У всех официальный отпуск по семейным обстоятельствам – проблемы дома личные, – начал рассказ Владимир. – Звонок в Казань был, но зачем в сюжете по телевизору все было в три раза преувеличено? Зачем говорить такие вещи? Да, мы первую неделю спали на одной кровати, и только потому, что коек не хватало.
В принципе, что людям табуретки об голову били и палки об кого-то ломались – не спорю, это было. И по поводу того, что в кровать ложились – тоже людей заставляли, только вот не факт, что без одежды», – говорит Володя.
Также, по словам Качанова, многие татарстанские ребята не поверили тому, что их могут увезти в тот же день, потому и отказались говорить. Некоторые солдаты, пообщавшись с прессой, не захотели раскрываться и остались служить в омской части. Пятерым же ребятам необходимо было по разным причинам уехать, и они подтвердили факт неуставных отношений и издевательств. Один нюанс – они не уточняли, было ли это именно с ними.
Сам Володя Качанов остался недоволен тем, какую кампанию развернули в СМИ.
«Теперь в части нас держат за последних лгунов и гомосеков. – Говорит он. – «Я когда в комендатуру приехал с учета сниматься, у меня там посмотрели документы, что я везде по больницам ездил, и спросили: «Кого там у вас изнасиловали-то? Кто там из ваших приехал, врачам показался, и они сказали, что там изнасилование было?» Реально, так и спросили. Я поинтересовался у них в ответ, а откуда вообще такая информация, с чего взяли? Мне отвечают, что по телевизору же показали, как будто одного уже врачи проверили. Это же самое показывали, наверняка, и в Омске.
Стыдно даже теперь говорить, что я служил в ВДВ. И вообще мне сказали, что в одной из газет написали, якобы за всеми пятерыми прилетели родители, что у всех были мамы или родственники, но ведь это неправда. У меня, например, никто из родных не прилетал.
Меня отпустили, чтобы дать возможность сделать нормально операцию. Ведь как выяснилось, тамошние врачи поставили мне еще и неправильный диагноз», – рассказал Володя Качанов.
То, что пятеро татарстанских солдат говорили о дедовщине, но при этом не имели в виду себя, подтвердила 116.ru и корреспондент телекомпании «Эфир» Лейсан Латыпова, следившая за развитием ситуации. Она же подтвердила, что не все согласились говорить, потому как не верили в свое «спасение».
Где прокуратура и правозащита?
За все время пребывания на гражданке «потерпевшие» солдаты, как признался Володя, так и не побывали в прокуратуре. В правозащитном центре Казани 116.ru сообщили, что по данному делу к ним также никто не обращался.
«С прокурором я не общался», – еще раз уточняет Владимир. – Раз мы не давали никаких показаний, значит дело ни на кого не заведено. Раз этого ничего не было, значит, мы люди, которые приехали в отпуск каждый по своим обстоятельствам. В ту часть обратно нас уже не отправят, потому что в республике тоже прекрасно видят эту ситуацию, что с нами там будет после такого. Я в Омскую часть больше не вернусь», – заключил Володя.
Однако если издевательства имели место, то прокуратура обязана была возбудить дело и привлечь ребят в качестве свидетелей. Естественно, не остались бы в стороне и юристы-правозащитники. Но если солдаты, которые являлись единственными свидетелями, уехали дослуживать свои сроки, значит и не было никаких издевательств? Почему же военные даже не попытались защищаться?
Заключительный сюжет на ТВ, в котором ребят показали в военкомате перед отправкой в новую часть, оказался совершенно житейским. Солдат спросили лишь, как им отдыхалось, не упомянув про проблемную тему дедовщины. Выходит, и телевизионщики не захотели ни в чем разбираться.
Все концы остались в 242 учебном центре ВДВ под Омском, где идет внутренняя проверка. Пресса планомерно успокоилась. И волки – в данном случае СМИ – сыты, и овцы – в данном случае солдаты – целы.
Фото: Фото газеты «Комсомольская правда»