В ближайшие три года Казань планируется превратить в город туристического паломничества с потоком в полтора миллиона человек в год. Но чтобы добиться таких результатов, необходимо эффективно позиционировать Казань как туристическое направление и сформировать «уникальное торговое предложение», которое позволит конкурировать с другими туристическими центрами как России, так и зарубежных стран. Об этом заявил 4 августа на «деловом понедельнике» в мэрии председатель комитета внешних связей и туризма исполкома Казани Владимир Леонов.
Он же огласил данные, по которым за первое полугодие 2008 года Казань посетило 370 тысяч туристов, из которых основной поток – это приезжие из Москвы и регионов России. Иностранные туристы от общего числа составляют всего 5%. «Основной целью программы развития туризма в Казани на 2008–2011 годы является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристического продукта и продвижение Казани на потенциальных туристических рынках. У Казани есть все, для того чтобы стать успешным туристическим центром: богатое культурное наследие и традиции, условия для проведения спортивных мероприятий и активного отдыха, разнообразные пути сообщения с другими регионами страны», – заявил Владимир Леонов.
По неофициальной версии, возможный приезд в Казань в четверг, 7 августа президента Дмитрия Медведева, в рамках своего рабочего отпуска, будет посвящен обсуждению именно туристического развития столицы Татарстана. Во многом от него зависит, как будет распланирована программа развития туризма, считает председатель Гильдии малого и среднего предпринимательства Казани Егор Макаров. По его словам, идеален тот вариант, когда от этой программы выиграют все: и жители, и город, и предпринимательство.
«Развитие туризма в городе пойдет на пользу, увеличится покупательская способность за счет приезжих. С другой стороны, неизвестны методы действия на уровне власти. Если будет налажена совместная работа с малым предпринимательством, и проекты будут соответствовать городу, то бизнесмены будут готовы вкладывать деньги в эту область. В то же обеспечение приезжих всем необходимым. Но есть опасения, что все будет делаться не во благо, а вопреки. Вопрос в том, будут ли спрашивать наше мнение насчет того, хотим ли мы участвовать в этом проекте», – сказал 116.ru. Егор Макаров.
В пример председатель гильдии поставил популярную среди туристов Турцию, где на каждом шагу стоят лавки и магазины – люди обеспечены работой, и туристы довольны. А как будут обстоять дела у нас, зависит от политики руководства города и целиком в стране, считает он. «Очень многое зависит от президента России. Если он сохранит курс на поддержку малого предпринимательства, который считает основой экономики России, тогда не надо ничего будет делить. Каждый будет заниматься тем, что ему нужно и выгодно. Чем выше будет конкуренция, тем лучше для клиента», – заметил господин Макаров.
Чем, собственно, Казань может привлечь этих самых клиентов, и каков может быть контингент потенциальной публики? Этот вопрос мы задали декану исторического факультета КГУ Евгению Чиглинцеву. Он считает, что Казань интересна, прежде всего, культурным туризмом. Здесь можно лицезреть, как это часто принято говорить, слияние и добрососедство различных культур и обычаев.
«Что касается контингента, то Казань привлекательна для взрослой интеллектуальной публики. На город могут плюнуть те, кто слышал, что бывал здесь Толстой, Лобачевский, кому это не интересно. Хотя, может, можно найти некоторые интересные вещи и для праздной молодежи. Вообще, нужно правильно вкладывать деньги. Многое из того, что у нас есть сейчас, плохо используется или не используется вовсе», – считает Евгений Чиглинцев.
То, что Казань планирует стать туристическим городом с потоком в полтора миллиона человек, стало новостью для директора одной из туристических фирм Москвы, но не удивило. Директор столичной турфирмы «Виадук Тур» Лариса Федорова рассказала в телефонном разговоре 116.ru, что Казань, в принципе, обладает стабильным потоком экскурсионной публики. Однако над некоторыми моментами в этой индустрии стоит задуматься, считает госпожа Федорова. «К примеру, над темой подготовки кадров. Бывает, экскурсоводы не работают так, как должны работать. Старое поколение экскурсоводов должным образом относится к обязанностям, но новые кадры не совсем подготовлены. Не всегда качественно продуманы маршруты путешествий по историческим местам. Москвичам интересно смотреть древнюю архитектуру, а не новые постройки в центре города, которых у них самих предостаточно.
Туристам не всегда понятно – куда пойти вечером. Не очень развита индустрия развлечений в том плане, что ночью город как будто засыпает. Приезжие плохо информированы о культурной жизни, о театрах, выставках – мало афиш. Нет сияющего ночного города, который бы манил к себе», – говорит Лариса Федорова. Также директор турфирмы отметила, что гостиниц в Казани предостаточно, но у относительно дешевых есть мелкобытовые проблемы, говорить о которых она не стала.
Видимо, эти небольшие, но многочисленные недостатки и призвана устранить программа развития туризма. Что же касается того, будет ли Казань действительно передовым развитым городом, куда стекаются толпы туристов, то пока она таковой видится только в планах на бумаге. Будем надеяться, как один из собеседников 116.ru, что воплощение грандиозных идей будет столь же блестящим, как и сама задумка.