Музей-заповедник «Казанский Кремль» победил в конкурсе «7 чудес России». Это состязание чудес не имеет ничего общего с масштабной акцией газеты «Известия» и телеканала «Россия», где Казань и Татарстан в число «чудес» не попали. Нынешнее соревнование организовал питерский журнал «Всемирный следопыт» при личном содействии мэра Северной столицы Валентины Матвиенко.
К новому конкурсу в Казани подошли со свойственным татарстанцам энтузиазмом. В поддержку Кремля в городе в последние месяцы пели, плясали, проводили выставки. Перед самым финишем конкурса пять тысяч школьников встали кольцом вокруг Кремля, а потом дружно за него проголосовали. В итоге, что неудивительно, победили.
Тройка лидеров голосования:
Победители преисполнены оптимизма и смотрят в будущее с нескрываемой надеждой. «Мы победили с почти троекратным отрывом, – говорит главный архитектор музея-заповедника «Казанский Кремль» Рустем Забиров. – Это всероссийское признание Кремля как настоящего чуда. Для победы мы приложили массу усилий.
Плюсом этой акции является то, что Казанский Кремль включат в Золотой маршрут России и мы сможем увеличить количество туристов. Вход в Кремль для посетителей останется платным (20 рублей). Эти деньги помогут нам содержать объекты музея-заповедника в хорошем состоянии. Старинные здания требуют постоянного ухода. Что касается параллельного конкурса, который проводил телеканал «Россия», то там мы тоже имели бы неплохие шансы на успех, если бы организаторы по непонятным причинам не разделили наш Кремль на разные объекты и, таким образом, не разделили наши голоса».
«То, что конкурс имел такое громкое название, не страшно, – считает настоятель Казанско-Богородицкого монастыря игумен Питирим. – Ведь PR в широком понимании – это оповещение. Без него люди, может быть, и не узнали бы о том, что есть такой город и такой Кремль. Еще одно чудо Казани – наш Казанско-Богородицкий монастырь с его Казанской иконой. Думаю, что после окончания реставрации мы тоже сможем принимать больше паломников и обычных туристов».
Тем временем находятся и такие, кто сомневается, пойдет ли на пользу городу звание «чуда». «Вся эта акция – никчемная затея, – говорит эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Ирек Муртазин. – Журнал на деньги нашего же Кабмина сделал себе оглушительную рекламу в Казани. Ситуация с туризмом от этого не изменится. Люди приезжают куда-то не из-за рекламы, а из-за мифов, которые окружают место. Именно мифы нужны Казани. Трудно оценить, во что обошлась республике эта затея. Рабочее время чиновников, студентов и школьников, которых заставляли голосовать за Кремль, не стоит ничего, так же, как и ролики на местном телевидении, но это для Кабмина. Проводи журнал такую акцию собственными силами, это обошлось бы в 10-15 миллионов рублей».
В Министерстве по делам молодежи, спорту и туризму точную сумму, потраченную на получение звания, назвать затруднились. Да и не в сумме дело. Ведь когда твой Кремль называют главным чудом страны, даже неудобно вспоминать, что в онкологической больнице Казани лежат дети, которые ждут настоящего чуда – аппарата облучения крови. Деньги на его покупку уже несколько месяцев собирает благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой.