Ацо Петрович пришел в казанский баскетбольный клуб «УНИКС» не в самое лучшее для команды время. Осенью прошлого года казанцы терпели одно поражение за другим. Естественно, от нового тренера сразу же начали ожидать чуда, что команда встряхнется и заиграет. Считать работу Петровича чудом или нет – каждый, кто любит баскетбол, решит для себя сам. Несомненно одно – под его руководством команда начала восстанавливать некогда сданные позиции.
...Непривычное для российского уха имя Ацо оказалось сокращенным сербским вариантом Александра. «Если хотите, можете называть меня Саша», – улыбнулся перед началом интервью главный тренер казанского «УНИКСа».
– Ацо, вы были в Казани и в прошлом году, когда тренировали ростовский «Локомотив», что вы знали о нашем городе до приезда сюда на работу?
– Впервые приехал сюда несколько лет назад с командой «Гемофарм». Знал, что Казань существует, но не знал, где находится. Россия – большая страна с богатой историей. И иностранцам достаточно сложно тут ориентироваться. Хорошо представлял Москву, Санкт-Петербург, Самару. Когда был здесь с сербской командой «Гемофарм», помню, шла подготовка к 1000-летию Казани. Сейчас потихоньку город осваиваю.
– С какими чувствами вы принимали руководство командой, которая на старте чемпионата проигрывала всем подряд и показывала абсолютно невыразительную игру?
– Я с радостью принял приглашение президента команды Евгения Богачева поработать с командой до конца этого сезона. Для меня как для тренера это весьма хорошее предложение. У «УНИКСа» прекрасно развита инфраструктура. Команда почти каждый год занимала различные призовые места – получала бронзу, серебро. Хорошо играла в кубке ULEB. Как мне кажется, сложности казанцев в нынешнем сезоне связаны с определенными кадровыми изменениями. В межсезонье в команду пришли новые игроки. И тренеру сразу тяжело сделать из них единое целое.
– Какие цели стоят перед командой в этом сезоне?
– Когда я пришел, в команде была не совсем хорошая ситуация – некоторые игроки были травмированы. Да и в турнирной таблице «УНИКС» занимал не самое лучшее место. Приятно, что у команды все-таки было желание работать с новым тренером. Мы вместе уже сделали очень много. Когда смотришь кубок ULEB, приятно осознавать, что начинали 46 команд, а осталось восемь. «УНИКС» в их числе. Мы сохраняем пятую строчку и хотим подняться на четвертую.
– Как воспринимаете победы и поражения «УНИКСа»?
– К примеру, на прошлой неделе мы выиграли у немецкой команды «Артланд Драгонс», но как тренер я недоволен теми промахами, которые были допущены по ходу игры. Всегда надо анализировать, что и когда было сделано не так. А если проиграешь… Это уже совсем плохо. Хотя не так стыдно проигрывать объективно более сильным командам. Ведь «УНИКС» – команда такого уровня, что каждая наша игра может быть победой.
– Насколько вы довольны теми игроками, которые сейчас есть в «УНИКСе»?
– Вполне. Я не проводил селекцию. У меня была возможность – до середины февраля поменять часть иностранных игроков, но не стал.
– Есть ли в штате клуба скауты, которые отслеживают игроков в России и за рубежом, и есть ли уже на примете кто-то, кого клуб пригласит в будущем году?
– У меня пока не пролонгирован контракт на следующий год, чтобы говорить об этом.
– А вы хотели бы остаться в Казани?
– Да. Я сразу хотел заключить контракт на более долгий срок, но Евгений Богачев сначала хотел посмотреть, как я работаю. И я его прекрасно понимаю.
– Скоро в российском чемпионате начнется «плей-офф». В каком состоянии «УНИКС» подходит к решающим матчам, и на какие аспекты игры тренерский штаб сейчас обращает особое внимание?
– Нам надо выиграть три игры и занять четвертую строчку в турнирной таблице, о чем уже говорил ранее. Полуфинал будет очень тяжелым, так как, скорее всего, предстоит сразиться с ЦСКА. Что касается аспектов, то с самого начала моей работы мы обращаем внимание на стиль игры в защите.
– Возможно ли обыграть ЦСКА?
– Нет команды, которую невозможно победить! «Локомотив», где я работал до «УНИКСа», смог обыграть ЦСКА. Если взять последнюю игру с ними, то ЦСКА у «УНИКСа» не выиграло. Противникам просто повезло с последним броском, а мы смазали штрафные и получили фол.
– Как вы относитесь к тому, что в российском чемпионате существует лимит на легионеров? И как этот лимит влияет на развитие баскетбола в стране?
– В свете политики Федерации баскетбола все больше шансов дается российским игрокам проявить себя. И я согласен с этим, так и должно быть. Баскетболу в любой стране нужна сильная местная база.
– Даже союзная Югославия была маленькой по сравнению с Россией страной, однако там все время было большое количество баскетболистов мирового уровня. Что нужно изменить в российском баскетболе, чтобы постоянно появлялись хорошие игроки?
– Сербия – маленькая страна. И стала еще меньше, когда Косово потеряли. Почему у нас много хороших спортсменов? Политика такая – развитие детского спорта. Малыши начинают заниматься спортом в пять-шесть лет, им есть куда пойти. А еще мы – спортивная нация и очень любим командные игры – баскетбол, футбол, гандбол, волейбол. Кроме того, быстро и креативно думаем, импровизируем на ходу. В Сербии очень сильная ассоциация баскетбола. Представьте, в нашей маленькой стране примерно полторы тысячи опытных сертифицированных тренеров!
– Не секрет, что в России тренерам платят такие деньги, какие не платят нигде. Всегда ли это обоснованно?
– Россия желает подняться на более высокий уровень в мировом спорте – и в футболе, и в волейболе, и в хоккее, и баскетболе, и в водном поло. Все это стоит огромных денег. Как профессионал могу сказать, что уровень баскетбола в вашей стране повысился благодаря приходу иностранных тренеров и игроков. Примером тому служит победа на чемпионате Европы. Могу добавить, что иностранные тренеры честно отрабатывают свои гонорары. А если брать меня, то тут я получаю не намного больше, чем получал дома в Сербии.
– Если бы вам предложили поработать со сборной России вместо Дэвида Блатта, вы бы согласились?
– Конечно! Это было бы замечательно! У меня были приглашения тренировать греческие команды, турецкие, но я выбрал Россию, так как здесь перспектив больше и для игроков, и для тренеров.
– Для вас имеет значение, сколько людей пришли посмотреть матч?
– Я бы хотел, чтобы людей было больше. Думаю, тут причина в следующем. В Казани просто много сильных спортивных команд, которые играют на более высоком уровне. Есть супер-команда «Ак Барс», за которую болеет очень много народу (я вижу, здесь любят хоккей больше, чем баскетбол). Есть футбольный клуб «Рубин», волейбольная команда «Динамо-ТТГ», водное поло. И у каждой команды свой круг болельщиков.
– При словах «югославский баскетбол» казанские болельщики всегда вспоминают Слободана Шливанчанина и Оливера Поповича – двух самых любимых в Казани игроков, которые многое сделали для «УНИКСа». Каких результатов планируете достичь вы?
– Игроков любят всегда. Они как бы на сцене. А мы – тренеры – за их спиной. Я прилагаю все усилия, чтобы моя команда «УНИКС» выигрывала как можно чаще. Каждому мячу, попавшему в кольцо, я отдаю часть себя. Надеюсь, что болельщики будут помнить меня по-доброму.
– В Казани живет довольно много выходцев из бывшей Югославии, и даже есть национальный ресторан. Вы общаетесь с кем-нибудь из соотечественников?
– Мне тут катастрофически не хватает времени! Если останусь в Казани на следующий сезон, думаю, появится время и на общение, и на рестораны.
– В одном из интервью вы сказали, что ваша семья всюду следует за вами. Как супруга Гордана, дочь Александра и сын Владимир обжились в Казани?
– К сожалению, они сейчас не со мной. После звонка Богачева я схватил одну сумку и рванул сюда, не зная, что ждет меня. Жена и дочка приезжали ко мне на некоторое время, а затем уехали в Белград.
Фото: Фото предоставлено газетой «Советский спорт»