С 1 марта «Газели», работающие на междугородных маршрутах, в Татарстане объявлены вне закона. На такие меры чиновники вынуждены были пойти в связи с высокой аварийностью этих микроавтобусов. Последнее серьезное ДТП с участием «Газели» произошло в декабре 2007 года, когда на трассе Москва – Уфа погибли семь пассажиров.
В Казани есть несколько мест, откуда отправляются междугородние автобусы, в том числе и «Газели»: автовокзал, железнодорожный вокзал и ЦУМ. С железнодорожного вокзала пассажиры могли уехать в Волжск, Ульяновск, Камское Устье, Буинск, Тетюши. От ЦУМа – до Зеленодольска. Запретные микроавтобусы в понедельник корреспондентом 116.ru были замечены на маршрутах Казань – Волжск, Казань – Ульяновск, Казань – Камское Устье. Зеленодольские перевозчики уже перешли на машины Ford. По словам водителей ульяновских маршрутных «Газелей», они не имеют отношения к татарстанским законам, так как подчиняются своим. «Как ездили, так и будем ездить», – говорят водители. То же самое утверждают и их коллеги из Марийской республики. Не столь оптимистичны водители маршруток, едущих до Камского устья: сидят грустные, говорят, что собираются продавать машины. «Через пару дней, когда все службы после выборов скоординируют свои действия, придется уйти с маршрута», – вздыхают водители.
Перевозчикам соседних республик долго игнорировать татарстанский запрет вряд ли удастся. «Они же возят и наших пассажиров, – комментирует заведующий сектором по связям со СМИ и общественностью Миндортранса РТ Шамиль Садыков. – С субъектами сейчас ведутся переговоры. Скоро будем соседей собирать и договариваться. С ними будут приняты дополнительные соглашения».
По закону, право возить пассажиров по междугородним маршрутам имеют только предприятия, у которых есть соответствующая лицензия, паспорт маршрута, внесенный в реестр автобусных маршрутов РФ и сертифицированный транспорт. Именно отсутствие у «Газелей» класса сертификации для перевозок на междугородних маршрутах послужило поводом для запрета.
По словам работников Миндортранса, после исчезновения «Газелей» цены на междугородние перевозки увеличиться не должны. Единственное неудобство, с которым столкнутся казанские пассажиры, необходимость добираться до единственного в городе автовокзала. Предполагается, что несанкционированные посадочные площадки исчезнут вместе с «Газелями». Администрация казанского автовокзала пояснила, что на тех маршрутах, на которых раньше курсировали микроавтобусы, теперь будут ездить большие автобусы и на количество рейсов это не повлияет, так как работают они по прежнему расписанию.
«Я очень часто езжу в Челны и каждый раз мучаюсь – на чем же ехать– на «Газели», или на большом автобусе, – говорит студент КХТИ Вячеслав Николаев,– на маленьком автобусе доедешь быстрее, но там водители – настоящие экстремалы. Водят автобусы не как положено по правилам, а как умеют, курят, матерятся. Полный набор. В больших автобусах будешь дольше ехать, зато безопасно и комфортно. Раз отменили, так и ладно, буду заранее выезжать.»
«Я живу в Зеленодольске, а учусь в Казани, ездить приходится часто. То, что «Газели» заменяют на автобусы, это хорошо. Но то, что теперь еще придется добираться до автовокзала, плохо! Пока автобусы ездят от ЦУМа. Это очень удобно – если не успеваешь на автобус, можно уехать на электричке. Людей, как всегда, не спросили, а как пассажирам будет удобно?» – возмутилась студентка Казанского государственного университета имени Ленина Екатерина Васильева.