Правозащитники Казани обратились с открытым письмом к президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву. Они просят разобраться с ситуацией, сложившейся вокруг сотовых телефонов для татарстанских призывников. Напомним, 170 призывников получили такой подарок во время Дня призывника, который с размахом отмечался в «Баскет-холле» в 2007 году. Как тогда заявил вице-премьер правительства РТ Равиль Муратов, по этим телефонам новобранцы должны были не только общаться с близкими, но и сообщать о случаях дедовщины. На торжественном вручении телефонов присутствовал командующий Сухопутными войсками генерал-полковник Алексей Маслов, и неудовольствия по этому поводу не изъявлял. Но практически сразу же после прибытия ребят в части командование изъяло у них трубки. Ни в одном уставе Вооруженных сил России не написано, что российский солдат имеет право пользоваться личным телефоном.
По информации Правозащитного центра Казани, в этих частях у татарстанских призывников отобрали и не вернули телефоны:
1. Высшее военное техническое училище Ульяновска.
2. Учебный центр г. Елань Свердловской области.
3. 495-й спасательный центр Южного регионального центра МЧС России. Ковалевка, Аксайский район, Ростовская область.
4. В/ч 36226, Оленегорск, Мурманская обл.
5. В/ч 59075, Северодвинск, Архангельская область.
6. В/ч 29678, Самара.
7. В/ч 31853, Краснодар.
8. Пермский военный институт ВВ МВД РФ.
9. В/ч 12672, пос. Загорянский, Щелковский район, Московская обл.
10. В/ч 32516 пос. Орудьево Дмитровский район Московская обл.
11. В/ч 84411, 179-й спасательный центр, Ногинск, Московская обл.
12. В/ч 3498, Миасс, Челябинская обл.
13. В/ч 5128, Москва.
14. В/ч 57389, Чехов, Московская обл.
15. В/ч 3525 спецвойска при МВД, Москва.
Информация, что у солдат отобрали подарок правительства, немедленно получила огласку. Навстречу нашим землякам пошла единственная войсковая часть – №21369 – расположенная в Балашове Саратовской области. Там телефоны бойцам вернули. По остальным заявлениям от родственников солдат никакой реакции от командования частей не последовало.
В распоряжении Правозащитного центра Казани есть целый список частей, в которых у татарстанских призывников отобрали и не отдали телефоны. В их числе 495-й спасательный центр Южного регионального центра МЧС России. Место дислокации – хутор Ковалевка Аксайского района Ростовской области.
Вот что сказал журналистам сайта 116.ру командир центра, полковник Владимир Мосин: «Вашу информацию я немедленно проверю, но скажу вам сразу, что в моем отряде командиры взводов и подразделений действительно забирают мобильные телефоны у новобранцев. Таковы правила у нас в отряде, чтобы у старослужащих солдат-срочников не было излишней предпосылки воспользоваться чужим сотовым телефоном, выговорить все деньги – это в лучшем случае. В худшем – они просто могут присвоить себе чужой мобильный.
Для этого наши командиры изымают на хранение сотовые трубки, приклеивают на них бирки с указанием фамилии солдата. А когда приезжают родители, мы отдаем эти телефоны матерям лично в руки и объясняем, для чего изъяли у сына трубку. Может, где-то и разрешено пользоваться сотовым, я категорически против. Я на этом стоял и стоять буду. У нас в части есть стационарный телефон, к которому солдаты имеют свободный доступ. Таковы правила в нашей части, и этих правил должны придерживаться все без исключения. Чтобы избежать лишний раз так называемых «неуставных отношений» и чтобы не дать повода старослужащим этим воспользоваться – вот, для чего изымаются мобильные телефоны».
Справедливость слов полковника Мосина может подтвердить история казанца Артура Сарьянова. Его местом службы должно было стать Ульяновское военное техническое училище. Артуру, как и другим татарстанским призывникам, подарили телефон. Но радость была недолгой.
«После приезда Артур звонил мне,– говорит бабушка солдата Анна Никитина. – Встретили их там со словами «Казань, вешайся» двое сержантов, а вечером того же дня положили пакет, в который и собрали все телефоны. Первого декабря у Артура случился сердечный приступ. Я поехала в Ульяновск и после долгих часов просьб и унижений мне внука все-таки показали – он был как будто стеклянный и повторял только: «Я ничего тебе не скажу». А 11 декабря у меня раздался звонок – «ваш внук сбежал из училища». Где он сейчас, я не знаю, к кому обращаться за помощью тоже не знаю, знаю только, что его там жестоко избивали и издевались над ним. Артур после того, как ушел из училища, звонил два раза, но сказал только: «Не волнуйтесь, я жив». Думаю, что не надо было давать молодым солдатам телефоны. Это лишний повод к ним придраться».
Однако правительство Республики Татарстан уверено в своей правоте. Сегодня в кабмине РТ прошло очередное заседание республиканской призывной комиссии, на котором в числе прочих обсуждался и вопрос с телефонами.
«С прошлого года мы даем призывникам телефоны,– заявил первый вице-премьер РТ Равиль Муратов, – трудно переоценить значение этой акции и этой работы. На данный год нам надо будет еще 10 тысяч мобильных телефонов и нужно будет оплатить связь. Это мы оставляем за собой. Вузам я предлагаю обеспечивать своих выпускников «набором призывника», думаю, что это им по силам».