В четверг, 14 февраля, Верховный суд республики огласил приговор основной группе террористического формирования «Исламский джамаат» («Исламское собрание» – прим. ред.), которая обвинялась в подготовке терактов в дни празднования 1000-летия Казани.
Как и следовало ожидать, большинство подсудимых своей вины не признали, а Шамил Тимемдаров, который выступал накануне с последним словом, и вовсе назвал дело сфабрикованным и утверждал, что подсудимые на допросах подвергались пыткам. Как полагает следствие, Тимемдаров стал членом «джамаата» по приказу Хаттаба и Басаева еще в 2001 году. Вместе с организатором формирования Ильгамом Гумеровым он обучался в лагере «Кавказ», а потом даже был связным Руслана Гелаева.
Впрочем, как следует из материалов уголовного дела, костяк действовал в Набережных Челнах уже в конце 90-х. Первыми эмиссарами Хаттаба были жители Челнов Алексей Ильин, братья Шукуровы и Максим Гапонов. По заданию полевого командира они совершили похищение сына начальника горжилхоза Якова Геллера. Однако позже все, за исключением Ильина, были задержаны и приговорены к значительным срокам лишения свободы.
Именно по приказу Гелаева банда террористов, по версии следствия, готовила к 1000-летию Казани ряд взрывов и диверсий, в частности на КамАЗе, вертолетном заводе и «Казаньоргсинтезе». С подачи Тимемдарова, как считает следствие, в лесах Башкирии был создан военно-полевой лагерь для тренировок членов террористической организации.
Первые участники «джамаата» попали «под колпак» силовиков еще четыре года назад. Экстремистов подвела тяга к красивым жестам. Хафиз Раззаков, который обвиняется в том, что убивал уединившиеся в лесу под Челнами влюбленные парочки, объяснил это тем, что убитые – «грешники, которые не соблюдают законы Корана». Прокуратура на вчерашнем заседании суда требовала для Раззакова пожизненного заключения. Остальным светило от 4 до 15 лет лишения свободы.
«У участников «джамаата» уже было все готово для того, чтобы совершить теракты, – рассказывает следователь по особо важным делам Набережночелнинского межрайонного отдела СУ СК Прокуратуры РФ по РТ Константин Замараев. – Для воплощения своих замыслов им не хватало денег. Именно деньги, а также инструктора и взрывчатку ждали участники формирования из Чечни. Страшно подумать, что было бы, если бы мы не раскрыли убийства в Боровецком лесу. Именно тогда был задержан Раззаков, который и вывел нас на остальных участников «джамаата». В работе с этими людьми была их религиозная специфичность. Часто они отказывались разговаривать, отворачивались к стене, начинали молиться или угрожать. Однако все это не помогло – все, кто был причастен к «Исламскому джамаату», сейчас за решеткой».
Ранее подсудимые были признаны виновными во всех преступлениях присяжными заседателями. Однако последние сочли, что участие в вооруженном формировании двоих лиц из четырех, кому это обвинение предъявлялось, не доказано. Кроме того, по мнению присяжных, пятеро из 17 не были виновны в причастности к подготовке терактов, трое подсудимых не причастны к незаконному хранению оружия, а еще один – к посягательству на жизнь сотрудника милиции. Это второй уголовный процесс по делу членов «Исламского джамаата».
В составе преступной организации всего было задержано боле 50 человек, из которых 23 привлечены к уголовной ответственности. Ильшат Шагалиев, Рустам Шайдуллин, Рафис Файрузов, Гадель Сугаюнов, Марат Загретдинов на момент задержания не достигли совершеннолетия, поэтому уголовное дело против них выделили в отдельное производство. Все они были осуждены на сроки от 5 до 6 лет еще в 2006 году. Роль подростков в «Исламском джамаате» была достаточно скромной. Они участвовали в возведении в Белорецком районе Башкортостана схронов и блиндажей, а также тренировались в стрельбе из автоматов.
Всего объем уголовного дела основной группы «Исламского джамаата» составляет 127 томов. Среди подсудимых – уроженцы Узбекистана, Самарской области, Башкирии, Татарстана, которые проживали в Набережных Челнах, Азнакаеве, Ульяновске, Елабуге.
Похоже, попытка представить дело как «притеснение мусульман» не прошла, прикрыться религией просто не удалось. Тем более, что и сами представители конфессии к таким организациям относятся однозначно.
«Только сегодня в Казани прошел расширенный совет муфтиев России, – говорит Казый Казани и центрального региона РТ Рустем хазрат Зиннуров, – на нем еще раз подчеркивалось, что все мусульмане России поддерживают идею мирного и добрососедского отношения между разными конфессиями. Традиционный Ислам всегда нес только добро и терпимость. Жизнь каждого человека для мусульманина очень дорога. А то, что некоторые приверженцы нашей религии сбиваются с дороги, случается исключительно по причине невежества».
P.S. На момент сдачи материала приговор в Верховном суде все еще продолжали зачитывать. По словам работников суда, приговор обязательно будет вынесен в четверг, но даже примерное время окончания чтения сказать затруднились. С большой долей вероятности можно сказать, что точку в деле «джамаата» поставят поздно вечером. О том, какие же сроки получили члены экстремистской группировки, читайте на 116.ru.
P.P.S. В Верховном cуде Татарстана накануне вечером был вынесен приговор по уголовному делу террористического преступного формирования «Исламский джамаат». Напомним, что ранее присяжные заседатели вынесли всем 17 подсудимым обвинительный вердикт.
Самое суровое наказание понесет Хафиз Раззаков. Ему, убившему 9 человек в лесу под Набережными Челнами, судья дал пожизненное заключение в исправительной колонии особого режима (недалеко от Казани их две – «Черный дельфин» в Соль-Илецке и «Белый лебедь» в Соликамске). Остальные участники «джамаата» получили от 3,5 до 12 лет лишения свободы. Организаторы бандформирования Гумеров и Тамимдаров получили 12 и 7 лет лишения свободы соответственно.
Надо сказать, что приговор всем участникам «джамаата» был вынесен более мягкий, чем тот, которого требовал прокурор.